5.1 Организация то и ремонта травмобезопасной рулевой колонки
В Российской Федерации принята планово-предупредительная система технического обслуживания, система технического обслуживания и ремонта автомобилей, основные положения которой сформулированы и закреплены в «Положении о ТО и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта». В нём приведён перечень предусмотренных видов обслуживания и ремонта и операций по ним, даны нормативы межремонтных пробегов, трудоёмкости на выполнение различных видов работ, нормы простоя в ТО и ремонте, поправочные коэффициенты на различные нормативы в зависимости от конкретных условий эксплуатации и т.д.
На автомобилях категории М1 применяется: ЕО – ежесменное техническое обслуживание; ТО-1; ТО-2; ТР – текущий ремонт; КР – капитальный ремонт; СО – сезонное обслуживание .
Эти виды обслуживания отличаются друг от друга перечнем и трудоёмкостью выполняемых операций и периодичностью.
ЕО – перед выездом каждый день открывается капот и внешним осмотром проверяется общее состояние рулевого управления (при выявлении явных неисправностей – устранить).
При проведении ЕО проверяют зазор, свободный ход рулевого колеса, состояние привода механизма рулевого управления и рулевой трапеции.
Содержание работ выполняемых при ТО автомобиля категории М1 представлены в таблице 5.1 .
ТО-1 – провести контрольный осмотр и крепёжные работы. Проверить, не деформированы ли элементы рулевой колонки. Все крепёжные работы следует проводить обязательно по всем резьбовым соединениям, с усилением, соответствующим ТУ (корончатые гайки рулевых шарниров следует попытаться подтянуть гаечным ключом не расшплинтовывая их – если они стронутся с места, тогда их следует расшплинтовать и затянуть с соответствующим усилием).
После крепёжных работ следует проверить свободный ход рулевого колеса (люфт) с помощью люфтомеров-динамометров К-187 или К-402.
Люфт в рулевых шарнирах у автомобилей категории М1 проверяются резким покачиванием в противоположные стороны смежных тяг. Люфт в маятниковом рычаге определяется покачиванием конца рычага в вертикальной плоскости.
При ТО-1 проверяют крепление и шплинтовку гаек рычагов поворотных цапф, гаек и шаровых пальцев продольной и поперечной рулевых тяг, состояние уплотнителей шаровых пальцев, устраняют обнаруженные неисправности. Проверяют крепление и при необходимости закрепляют сошку механизма рулевого управления на валу, картер рулевого механизма на раме и контргайку регулировочного винта вала рулевой сошки. Проверяют зазор и величину усилия поворота рулевого колеса с помощью динамометра, зазор в шарнирах привода рулевого механизма.
Зазоры в шарнирных соединениях рулевых тяг проверяют резким покачиванием рулевого колеса в обе стороны. Значительное перемещение при этом продольной рулевой тяги относительно пальцев указывает на необходимость устранения зазора в шарнирных соединениях тяг. Для этого следует расшплинтовать регулировочную пробку в торце тяги, завернуть пробку специальной лопаткой до отказа и отвернуть так, чтобы прорезь в пробке совпала с отверстием для шплинта, после чего зашплинтовать. Таким же образом устраняют зазор и в другом шарнирном соединении тяги .
ТО-2 – проверяется техническое состояние рулевого механизма.
При ТО-2, в порядке сопутствующего ремонта, можно заменять отдельные неисправные легкодоступные детали и целиком узлы рулевого механизма. При необходимости разъединения рулевых тяг путём выпрессовки шаровых пальцев из конических отверстий смежных тяг следует пользоваться специальными съёмниками.
При проведении ТО-2 дополнительно к работам ТО-1 проверяют крепление и при необходимости закрепляют рулевое колесо на валу и колонку рулевого управления на панели салона .
Регулировка механизма рулевого управления с усилителем зависит от конструкции автомобиля. Все подвижные сопрягаемые детали должны работать без заедания и заклинивания при повороте вала рулевой сошки от одного крайнего положения до другого. Работу усилителя проверяют на специальном стенде или непосредственно на автомобиле при нахождении сошки в крайнем положении .
При увеличении зазоров в шарнирах или шлицах карданный вал заменяют или ремонтируют.
ТР – заключается в основном в замене неисправных узлов и деталей. Неисправные узлы доставляются в агрегатный цех, где производится их мойка, разборка, дефектовка и замена неисправных, изношенных деталей.
Многообразие вышеуказанных факторов, влияющих на изменение технического состояния автомобилей, влечёт за собой широкий диапазон различных отказов и неисправностей, приводящих к ухудшению технико-экономических показателей работы автомобилей, причём для каждого автомобиля они несут сугубо индивидуальный характер. Именно поэтому при техническом обслуживании и ремонте требуется индивидуальный подход к каждому автомобилю. Кроме того, в целях снижения общих затрат и уменьшения простоя автомобилей при ТО и ремонте, обеспечения оперативного планирования и чёткой организации всех видов работ технологического процесса, а так же создания необходимых условий для надёжной, безаварийной и экономичной работы автомобилей.
Таблица 5.1 — Техническое обслуживание рулевого управления автомобиля
категории М1
Содержание работ |
Периодичность |
Технические требования |
Инструмент и материалы |
||
ТО-1 |
ТО-2 |
СО |
|||
Проверить: — целостность рулевого механизма; — состояние уплотнителей шарниров рулевых тяг; — люфт шарниров рулевых тяг; — затяжку гайки пальца маятникового рычага; — крепление рулевых тяг; — крепление рулевой колонки к панели приборов, рычагов; — затяжку и стопорение гаек крепления муфты рулевой колонки; — отрегулировать зазор в зацеплении между валом и рейкой рулевого механизма; Заменить смазку: — в шарнирах рулевых тяг (4 точки). |
+ + + + — — — — — |
+ + + + + + — + + |
— — — — — — + — — |
Трещины не допускаются Нарушение герметичности уплотнителей не допускается См. раздел «Треб. к рул. управлению» См. раздел «Треб. к рул. управлению» См. раздел «Треб. к рул. управлению» Ослабленные болты и гайки подтянуть. Ослабленные гайки подтянуть См. раздел «Треб. к рул. управлению» См. раздел «Треб. к рул. управлению» Отвернуть гайку, вынуть палец, заложить в кронштейн смазку. |
Визуально Визуально Штангенциркуль, ключ 19 мм Ключ 19 мм Ключ 19 мм Ключи 13, 17, 19 мм Ключ 13 мм Смазка ВН ИИ НП-242 или ЦИАТИМ-9П1 Графитная смазка УСсА, ключ 19 мм |
Комплекс мероприятий по оценке и определению по оценке и определению технического состояния автомобиля, а так же отдельных его систем, узлов и агрегатов без разборки, по внешним признакам, путём измерения величин (параметров), характеризующих их состояние, при помощи различных стендов и приборов и сопоставление их с нормативами называется диагностированием.
Возможность непосредственного измерения структурных параметров весьма ограничена. Поэтому при диагностировании обычно пользуются косвенными признаками, отражающими техническое состояние различных систем и узлов автомобиля (в том числе рулевой колонки). Эти признаки называются диагностическими параметрами, которые в большей своей части, возможны для измерения тех или иных физических величин. Так например для рулевой колонки измеряются геометрические величины – зазоры, люфты, биения, величины свободного хода и т.д., параметры сопутствующих процессов – вибрации, шум в работе.
В «Положении» планово-предупредительной системы обслуживания и ремонта предусмотрено проведение следующих основных видов диагностирования:
— общей (комплексной) диагностики – имеет целью выявление работоспособности автомобиля по выходным показателям рабочего процесса;
На работу механизма рулевого управления оказывает влияние техническое состояние передней оси, рессор, шин и других механизмов ходовой части автомобиля. При увеличении зазора рулевого колеса затруднено управление автомобилем (автомобиль «не держит дорогу»).
Неисправности рулевого управления создают угрозу безопасности движения и затрудняют управление автомобилем.
Основные неисправности механизма рулевого управления :
— увеличенный свободный ход рулевого колеса;
— тугое вращение или заедание механизма рулевого управления;
— нарушение герметичности гидросистем;
— недостаточное или неравномерное усиление гидропривода.
Причины увеличения свободного хода рулевого колеса:
— изнашивание сочлененных деталей червячного или реечного механизмов;
— изнашивание втулок;
— изнашивание подшипников и их посадочных мест;
— изнашивание деталей шаровых соединений рулевых тяг;
— изнашивание шарниров рулевых тяг;
— нарушение регулировки червяка с роликом;
— изнашивание подшипников червяка;
— ослабление крепления картера рулевого механизма;
— увеличение зазоров в подшипниках ступиц передних колес и шкворней;
— ослабление затяжек или поломка пружин наконечников рулевых тяг.
Причины тугого вращения или заедания в механизме рулевого управления:
— неправильная регулировка зацепления в редукторе рулевого механизма;
— искривление тяг;
— недостаточное смазывание картера редуктора;
— заедание поворотных цапф в шкворне.
Причины недостаточного или неравномерного усиления в механизме рулевого управления с гидроусилителем:
— слабое натяжение ремня привода насоса;
— снижение уровня масла в бачке;
— попадание воздуха в систему;
— заедания золотника или перепускного клапана при загрязнении;
— выбрасывание масла через предохранительный клапан насоса.
Главная причина повышенного изнашивания деталей — неправильная регулировка, несвоевременное смазывание узлов, недостаточное количество смазывающего материала.
Все работы по выявлению причин неисправностей рулевого управления выполняют при его диагностике и техническом обслуживании, а устранение неисправностей — при текущем ремонте.
Диагностика позволяет без разборки узлов оценить состояние механизма рулевого управления автомобиля .
Перед проверкой механизма рулевого управления доводят до нормы давление воздуха в шинах. Проверяют и при необходимости регулируют углы установки и подшипники ступиц управляемых колес. Подтягивают крепление картера механизма рулевого управления, рулевой сошки и рычагов поворотных цапф, проверяют наличие смазочного материала в узлах механизма рулевого управления и ступицах колес, а у автомобилей с гидроусилителем руля уровень и качество масла в бачке насоса гидроусилителя. Автомобиль устанавливают на ровную площадку, а управляемые колеса — в положение для движения прямо.
3 – рычаг
Осмотр и проверка деталей механизма рулевого управления производятся, как правило, двумя механиками при установке автомобиля на эстакаду или осмотровую канаву: один покачивает рулевое колесо попеременно в разные стороны, второй в это время производит проверку креплений деталей рулевого управления и зазоров в соединениях. Сопряженные детали привода рулевого механизма должны перемещаться одновременно .
На автомобилях с классической схемой компоновки проверяют крепление и зазор маятникового рычага. Кроме того, выявляются механические повреждения деталей механизма рулевого управления, определяется надежность крепления рулевого колеса и симметричность его установки (при прямолинейном положении колес), а также отсутствие подтекания смазочного материала из картера рулевого механизма .
На переднее приводных автомобилях (рисунок 5.2.) проверяют изнашивание резинометаллических шарниров соединений рулевых тяг 6 с рейкой рулевого механизма, креплений упругой муфты 12, а также состояние защитных чехлов 10 редуктора рулевого механизма.
Рисунок 5.2 — Проверка зазора шарниров рулевых тяг на переднеприводных автомобилях марки «ВАЗ»: 1 — наконечник рулевой тяги; 2 — шаровой шарнир наконечника; 3 — поворотный рычаг; 4 — гайка; 5 – регулировочная тяга; 6 — рулевые тяги; 7- болты крепления рулевых тяг к рейке; 8 — скоба крепления редуктора;
9 — опора рулевого механизма; 10 — гофрированный защитный чехол редуктора;
11 — картер редуктора; 12 — упругая муфта; 13 — палец шарового шарнира;
14 — защитный чехол шарового шарнира; 15 — вкладыш шарового пальца
Проверка свободного хода рулевого колеса автомобиля с гидроусилителем производится при работе двигателя на холостом ходу. Перед тем как приступить к регулировке свободного хода рулевого колеса, необходимо проверить состояние и регулировку рулевого механизма, зазор в карданных сочленениях и затяжку клиньев крепления карданного вала.
Чтобы проверить осевой зазор рулевого колеса, необходимо перемешать рулевое колесо в осевом направлении вверх и вниз. При наличии осевого зазора подтягивают гайку, предварительно разогнув усики ее стопорной шайбы.
После регулировки один из усиков шайбы загнуть в паз гайки и проверить момент сопротивления вращению вала механизма рулевого колеса, отсоединенного от карданного вала рулевого управления. Допустимое сопротивление вращению должно быть 0,6…0,8 Н∙м.
Замену шарниров нижних рычагов, например, автомобиля ВАЗ-2105 надо выполнять в следующем порядке :
— вывесить переднюю часть автомобиля домкратом и снять переднее колесо;
— отсоединить крепление шарового шарнира пальца рулевой тяги к рычагу поворотной цапфы и отвести свободный конец боковой тяги назад; отвернуть гайки крепления нижнего рычага подвески к оси и снять шайбы с обоих концов оси;[1]
— установить стакан 3 приспособления (рисунок 5.3,а) на полку рычага 4 и навернуть винт 1 на конец оси 6; удерживая винт 1 воротком и вращая гайку 2, сдвинуть проушину рычага с наружной обоймы шарнира; снять приспособление и выпрессованный шарнир 5 с оси рычага (схема запрессовки шарнира нижнего рычага показана на рисунок 5.3, б).
Рисунок 5.3 — Схемы выпрессовки (а) и запрессовки (б) шарнира нижнего
рычага: 1 — винт; 2 — гайка; 3 — стакан; 4 — полка рычага; 5 — шарнир; 6 — ось;
7 — кольцо; 8 — установочный упор
Оптический стенд модели 1119М для проверки углов установки колес (рисунок 5.4) позволяет определить углы развала, продольного наклона стойки и соотношение углов поворота колес, а также схождение — оптическим методом, а угол поперечного наклона стойки — по уровню. Оптическая система стенда модели 1119М состоит из стойки (рисунок 5.4, а) с измерительным микроскопом 4, наклонным зеркалом 2, площадки с измерительной шкалой 1 и зеркального отражателя 5, устанавливаемого на переднем колесе, к ободу которого он крепится с помощью кронштейна 7. Зеркальный отражатель имеет три зеркала: среднее располагается параллельно плоскости колеса, а два других наклонены к нему в вертикальной плоскости под углом 20°.
1 — измерительная шкала; 2 — наклонное зеркало; 3 — стойка; 4 — измерительный микроскоп; 5 — зеркальный отражатель; 6 — уровень; 7 — кронштейн; 8 — поворотный диск
На верхней стороне рамки зеркального отражателя установлен уровень 6. Колеса расположены на поворотных дисках 8. На линзе объектива зрительной трубы микроскопа нанесены две взаимно перпендикулярные линии /-/ и //-// (рисунок 5.4, б, в). На площадке с измерительной шкалой / находятся две взаимно перпендикулярные линии (с делениями), из которых вертикальные служат шкалой для замера углов развала а и продольного угла наклона стойки β, а горизонтальные — для замера углов схождения δ и углов поворота колес (рисунок 5.4, г).
Оптические стенды в последнее время все чаще монтируют на четырехстоечных подъемниках типа СДЦ-2,5 с оптическим прибором ПКО-1 (рисунок 5.5). Использование подъемника упрощает процесс диагностирования, делает его более удобным и дает возможность (особенно при наличии домкратов) выполнять необходимые регулировочные работы.
При проверке углов установки управляемых колес светопроекторы устанавливают на передние колеса, и световой луч проектируют на измерительные шкалы экрана, при проверке перекосов задних мостов — на задние колеса с направлением световых лучей на измерительные линейки, крепящиеся к передним колесам.
Рисунок 5.5 — Стенд с прибором ПКО-1: 1 — проекторы; 2 — стойка;
3 — проекционные экраны; 4 — поворотный диск; 5 — раздвижная штанга;
6 — трансформатор; 7 — площадки под задние колеса
Перед проверкой углов установки передних колес устраняют все недостатки, выявленные при осмотре передней и задней подвесок и рулевого управления, доводят до нормы давление воздуха в шинах колес, устанавливают автомобиль на специальный подъемник и прожимают подвеску в вертикальном направлении сверху вниз усилием 500…600 Н.
Закрепляют проектор на дисках колес в трех точках. Для исключения погрешности проверки из-за погнутости дисков колес вывешивают переднюю часть автомобиля, устанавливают перед автомобилем раздвижную штангу с экраном, на который направляют луч проектора. Поворачивая колесо руками с помощью трех регулировочных винтов устанавливают штатив проектора в плоскость вращения колеса, добиваясь минимального перемещения луча по шкале. Такую же операцию проделывают со вторым колесом.
Для проверки развала опускают на центры дисков поворотных кругов стенда передние колеса, устанавливая их для движения в прямолинейном направлении. Экраны располагают параллельно.
В соответствии с требованиями по безопасности дорожного движения минимальная остаточная высота рисунка протектора шин грузовых автомобилей составляет 2,0 мм, легковых — 1,6 мм. Не допускается сквозных прорезов и трещин, изменение геометрии колеса.
Видео (кликните для воспроизведения). |
5.1 Организация то и ремонта травмобезопасной рулевой колонки
В Российской Федерации принята планово-предупредительная система технического обслуживания, система технического обслуживания и ремонта автомобилей, основные положения которой сформулированы и закреплены в «Положении о ТО и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта». В нём приведён перечень предусмотренных видов обслуживания и ремонта и операций по ним, даны нормативы межремонтных пробегов, трудоёмкости на выполнение различных видов работ, нормы простоя в ТО и ремонте, поправочные коэффициенты на различные нормативы в зависимости от конкретных условий эксплуатации и т.д.
На автомобилях категории М1 применяется: ЕО – ежесменное техническое обслуживание; ТО-1; ТО-2; ТР – текущий ремонт; КР – капитальный ремонт; СО – сезонное обслуживание .
Эти виды обслуживания отличаются друг от друга перечнем и трудоёмкостью выполняемых операций и периодичностью.
ЕО – перед выездом каждый день открывается капот и внешним осмотром проверяется общее состояние рулевого управления (при выявлении явных неисправностей – устранить).
При проведении ЕО проверяют зазор, свободный ход рулевого колеса, состояние привода механизма рулевого управления и рулевой трапеции.
Содержание работ выполняемых при ТО автомобиля категории М1 представлены в таблице 5.1 .
ТО-1 – провести контрольный осмотр и крепёжные работы. Проверить, не деформированы ли элементы рулевой колонки. Все крепёжные работы следует проводить обязательно по всем резьбовым соединениям, с усилением, соответствующим ТУ (корончатые гайки рулевых шарниров следует попытаться подтянуть гаечным ключом не расшплинтовывая их – если они стронутся с места, тогда их следует расшплинтовать и затянуть с соответствующим усилием).
После крепёжных работ следует проверить свободный ход рулевого колеса (люфт) с помощью люфтомеров-динамометров К-187 или К-402.
Люфт в рулевых шарнирах у автомобилей категории М1 проверяются резким покачиванием в противоположные стороны смежных тяг. Люфт в маятниковом рычаге определяется покачиванием конца рычага в вертикальной плоскости.
При ТО-1 проверяют крепление и шплинтовку гаек рычагов поворотных цапф, гаек и шаровых пальцев продольной и поперечной рулевых тяг, состояние уплотнителей шаровых пальцев, устраняют обнаруженные неисправности. Проверяют крепление и при необходимости закрепляют сошку механизма рулевого управления на валу, картер рулевого механизма на раме и контргайку регулировочного винта вала рулевой сошки. Проверяют зазор и величину усилия поворота рулевого колеса с помощью динамометра, зазор в шарнирах привода рулевого механизма.
Зазоры в шарнирных соединениях рулевых тяг проверяют резким покачиванием рулевого колеса в обе стороны. Значительное перемещение при этом продольной рулевой тяги относительно пальцев указывает на необходимость устранения зазора в шарнирных соединениях тяг. Для этого следует расшплинтовать регулировочную пробку в торце тяги, завернуть пробку специальной лопаткой до отказа и отвернуть так, чтобы прорезь в пробке совпала с отверстием для шплинта, после чего зашплинтовать. Таким же образом устраняют зазор и в другом шарнирном соединении тяги .
ТО-2 – проверяется техническое состояние рулевого механизма.
При ТО-2, в порядке сопутствующего ремонта, можно заменять отдельные неисправные легкодоступные детали и целиком узлы рулевого механизма. При необходимости разъединения рулевых тяг путём выпрессовки шаровых пальцев из конических отверстий смежных тяг следует пользоваться специальными съёмниками.
При проведении ТО-2 дополнительно к работам ТО-1 проверяют крепление и при необходимости закрепляют рулевое колесо на валу и колонку рулевого управления на панели салона .
Регулировка механизма рулевого управления с усилителем зависит от конструкции автомобиля. Все подвижные сопрягаемые детали должны работать без заедания и заклинивания при повороте вала рулевой сошки от одного крайнего положения до другого. Работу усилителя проверяют на специальном стенде или непосредственно на автомобиле при нахождении сошки в крайнем положении .
При увеличении зазоров в шарнирах или шлицах карданный вал заменяют или ремонтируют.
ТР – заключается в основном в замене неисправных узлов и деталей. Неисправные узлы доставляются в агрегатный цех, где производится их мойка, разборка, дефектовка и замена неисправных, изношенных деталей.
Многообразие вышеуказанных факторов, влияющих на изменение технического состояния автомобилей, влечёт за собой широкий диапазон различных отказов и неисправностей, приводящих к ухудшению технико-экономических показателей работы автомобилей, причём для каждого автомобиля они несут сугубо индивидуальный характер. Именно поэтому при техническом обслуживании и ремонте требуется индивидуальный подход к каждому автомобилю. Кроме того, в целях снижения общих затрат и уменьшения простоя автомобилей при ТО и ремонте, обеспечения оперативного планирования и чёткой организации всех видов работ технологического процесса, а так же создания необходимых условий для надёжной, безаварийной и экономичной работы автомобилей.
Таблица 5.1 — Техническое обслуживание рулевого управления автомобиля
категории М1
Содержание работ |
Периодичность |
Технические требования |
Инструмент и материалы |
||
ТО-1 |
ТО-2 |
СО |
|||
Проверить: — целостность рулевого механизма; — состояние уплотнителей шарниров рулевых тяг; — люфт шарниров рулевых тяг; — затяжку гайки пальца маятникового рычага; — крепление рулевых тяг; — крепление рулевой колонки к панели приборов, рычагов; — затяжку и стопорение гаек крепления муфты рулевой колонки; — отрегулировать зазор в зацеплении между валом и рейкой рулевого механизма; Заменить смазку: — в шарнирах рулевых тяг (4 точки). |
+ + + + — — — — — |
+ + + + + + — + + |
— — — — — — + — — |
Трещины не допускаются Нарушение герметичности уплотнителей не допускается См. раздел «Треб. к рул. управлению» См. раздел «Треб. к рул. управлению» См. раздел «Треб. к рул. управлению» Ослабленные болты и гайки подтянуть. Ослабленные гайки подтянуть См. раздел «Треб. к рул. управлению» См. раздел «Треб. к рул. управлению» Отвернуть гайку, вынуть палец, заложить в кронштейн смазку. |
Визуально Визуально Штангенциркуль, ключ 19 мм Ключ 19 мм Ключ 19 мм Ключи 13, 17, 19 мм Ключ 13 мм Смазка ВН ИИ НП-242 или ЦИАТИМ-9П1 Графитная смазка УСсА, ключ 19 мм |
Комплекс мероприятий по оценке и определению по оценке и определению технического состояния автомобиля, а так же отдельных его систем, узлов и агрегатов без разборки, по внешним признакам, путём измерения величин (параметров), характеризующих их состояние, при помощи различных стендов и приборов и сопоставление их с нормативами называется диагностированием.
Возможность непосредственного измерения структурных параметров весьма ограничена. Поэтому при диагностировании обычно пользуются косвенными признаками, отражающими техническое состояние различных систем и узлов автомобиля (в том числе рулевой колонки). Эти признаки называются диагностическими параметрами, которые в большей своей части, возможны для измерения тех или иных физических величин. Так например для рулевой колонки измеряются геометрические величины – зазоры, люфты, биения, величины свободного хода и т.д., параметры сопутствующих процессов – вибрации, шум в работе.
В «Положении» планово-предупредительной системы обслуживания и ремонта предусмотрено проведение следующих основных видов диагностирования:
— общей (комплексной) диагностики – имеет целью выявление работоспособности автомобиля по выходным показателям рабочего процесса;
На работу механизма рулевого управления оказывает влияние техническое состояние передней оси, рессор, шин и других механизмов ходовой части автомобиля. При увеличении зазора рулевого колеса затруднено управление автомобилем (автомобиль «не держит дорогу»).
Неисправности рулевого управления создают угрозу безопасности движения и затрудняют управление автомобилем.
Основные неисправности механизма рулевого управления :
— увеличенный свободный ход рулевого колеса;
— тугое вращение или заедание механизма рулевого управления;
— нарушение герметичности гидросистем;
— недостаточное или неравномерное усиление гидропривода.
Причины увеличения свободного хода рулевого колеса:
— изнашивание сочлененных деталей червячного или реечного механизмов;
— изнашивание втулок;
— изнашивание подшипников и их посадочных мест;
— изнашивание деталей шаровых соединений рулевых тяг;
— изнашивание шарниров рулевых тяг;
— нарушение регулировки червяка с роликом;
— изнашивание подшипников червяка;
— ослабление крепления картера рулевого механизма;
— увеличение зазоров в подшипниках ступиц передних колес и шкворней;
— ослабление затяжек или поломка пружин наконечников рулевых тяг.
Причины тугого вращения или заедания в механизме рулевого управления:
— неправильная регулировка зацепления в редукторе рулевого механизма;
— искривление тяг;
— недостаточное смазывание картера редуктора;
— заедание поворотных цапф в шкворне.
Причины недостаточного или неравномерного усиления в механизме рулевого управления с гидроусилителем:
— слабое натяжение ремня привода насоса;
— снижение уровня масла в бачке;
— попадание воздуха в систему;
— заедания золотника или перепускного клапана при загрязнении;
— выбрасывание масла через предохранительный клапан насоса.
Главная причина повышенного изнашивания деталей — неправильная регулировка, несвоевременное смазывание узлов, недостаточное количество смазывающего материала.
Все работы по выявлению причин неисправностей рулевого управления выполняют при его диагностике и техническом обслуживании, а устранение неисправностей — при текущем ремонте.
Диагностика позволяет без разборки узлов оценить состояние механизма рулевого управления автомобиля .
Перед проверкой механизма рулевого управления доводят до нормы давление воздуха в шинах. Проверяют и при необходимости регулируют углы установки и подшипники ступиц управляемых колес. Подтягивают крепление картера механизма рулевого управления, рулевой сошки и рычагов поворотных цапф, проверяют наличие смазочного материала в узлах механизма рулевого управления и ступицах колес, а у автомобилей с гидроусилителем руля уровень и качество масла в бачке насоса гидроусилителя. Автомобиль устанавливают на ровную площадку, а управляемые колеса — в положение для движения прямо.
3 – рычаг
Осмотр и проверка деталей механизма рулевого управления производятся, как правило, двумя механиками при установке автомобиля на эстакаду или осмотровую канаву: один покачивает рулевое колесо попеременно в разные стороны, второй в это время производит проверку креплений деталей рулевого управления и зазоров в соединениях. Сопряженные детали привода рулевого механизма должны перемещаться одновременно .
На автомобилях с классической схемой компоновки проверяют крепление и зазор маятникового рычага. Кроме того, выявляются механические повреждения деталей механизма рулевого управления, определяется надежность крепления рулевого колеса и симметричность его установки (при прямолинейном положении колес), а также отсутствие подтекания смазочного материала из картера рулевого механизма .
На переднее приводных автомобилях (рисунок 5.2.) проверяют изнашивание резинометаллических шарниров соединений рулевых тяг 6 с рейкой рулевого механизма, креплений упругой муфты 12, а также состояние защитных чехлов 10 редуктора рулевого механизма.
Рисунок 5.2 — Проверка зазора шарниров рулевых тяг на переднеприводных автомобилях марки «ВАЗ»: 1 — наконечник рулевой тяги; 2 — шаровой шарнир наконечника; 3 — поворотный рычаг; 4 — гайка; 5 – регулировочная тяга; 6 — рулевые тяги; 7- болты крепления рулевых тяг к рейке; 8 — скоба крепления редуктора;
9 — опора рулевого механизма; 10 — гофрированный защитный чехол редуктора;
11 — картер редуктора; 12 — упругая муфта; 13 — палец шарового шарнира;
14 — защитный чехол шарового шарнира; 15 — вкладыш шарового пальца
Проверка свободного хода рулевого колеса автомобиля с гидроусилителем производится при работе двигателя на холостом ходу. Перед тем как приступить к регулировке свободного хода рулевого колеса, необходимо проверить состояние и регулировку рулевого механизма, зазор в карданных сочленениях и затяжку клиньев крепления карданного вала.
Чтобы проверить осевой зазор рулевого колеса, необходимо перемешать рулевое колесо в осевом направлении вверх и вниз. При наличии осевого зазора подтягивают гайку, предварительно разогнув усики ее стопорной шайбы.
После регулировки один из усиков шайбы загнуть в паз гайки и проверить момент сопротивления вращению вала механизма рулевого колеса, отсоединенного от карданного вала рулевого управления. Допустимое сопротивление вращению должно быть 0,6…0,8 Н∙м.
Замену шарниров нижних рычагов, например, автомобиля ВАЗ-2105 надо выполнять в следующем порядке :
— вывесить переднюю часть автомобиля домкратом и снять переднее колесо;
— отсоединить крепление шарового шарнира пальца рулевой тяги к рычагу поворотной цапфы и отвести свободный конец боковой тяги назад; отвернуть гайки крепления нижнего рычага подвески к оси и снять шайбы с обоих концов оси;[1]
— установить стакан 3 приспособления (рисунок 5.3,а) на полку рычага 4 и навернуть винт 1 на конец оси 6; удерживая винт 1 воротком и вращая гайку 2, сдвинуть проушину рычага с наружной обоймы шарнира; снять приспособление и выпрессованный шарнир 5 с оси рычага (схема запрессовки шарнира нижнего рычага показана на рисунок 5.3, б).
Рисунок 5.3 — Схемы выпрессовки (а) и запрессовки (б) шарнира нижнего
рычага: 1 — винт; 2 — гайка; 3 — стакан; 4 — полка рычага; 5 — шарнир; 6 — ось;
7 — кольцо; 8 — установочный упор
Оптический стенд модели 1119М для проверки углов установки колес (рисунок 5.4) позволяет определить углы развала, продольного наклона стойки и соотношение углов поворота колес, а также схождение — оптическим методом, а угол поперечного наклона стойки — по уровню. Оптическая система стенда модели 1119М состоит из стойки (рисунок 5.4, а) с измерительным микроскопом 4, наклонным зеркалом 2, площадки с измерительной шкалой 1 и зеркального отражателя 5, устанавливаемого на переднем колесе, к ободу которого он крепится с помощью кронштейна 7. Зеркальный отражатель имеет три зеркала: среднее располагается параллельно плоскости колеса, а два других наклонены к нему в вертикальной плоскости под углом 20°.
1 — измерительная шкала; 2 — наклонное зеркало; 3 — стойка; 4 — измерительный микроскоп; 5 — зеркальный отражатель; 6 — уровень; 7 — кронштейн; 8 — поворотный диск
На верхней стороне рамки зеркального отражателя установлен уровень 6. Колеса расположены на поворотных дисках 8. На линзе объектива зрительной трубы микроскопа нанесены две взаимно перпендикулярные линии /-/ и //-// (рисунок 5.4, б, в). На площадке с измерительной шкалой / находятся две взаимно перпендикулярные линии (с делениями), из которых вертикальные служат шкалой для замера углов развала а и продольного угла наклона стойки β, а горизонтальные — для замера углов схождения δ и углов поворота колес (рисунок 5.4, г).
Оптические стенды в последнее время все чаще монтируют на четырехстоечных подъемниках типа СДЦ-2,5 с оптическим прибором ПКО-1 (рисунок 5.5). Использование подъемника упрощает процесс диагностирования, делает его более удобным и дает возможность (особенно при наличии домкратов) выполнять необходимые регулировочные работы.
При проверке углов установки управляемых колес светопроекторы устанавливают на передние колеса, и световой луч проектируют на измерительные шкалы экрана, при проверке перекосов задних мостов — на задние колеса с направлением световых лучей на измерительные линейки, крепящиеся к передним колесам.
Рисунок 5.5 — Стенд с прибором ПКО-1: 1 — проекторы; 2 — стойка;
3 — проекционные экраны; 4 — поворотный диск; 5 — раздвижная штанга;
6 — трансформатор; 7 — площадки под задние колеса
Перед проверкой углов установки передних колес устраняют все недостатки, выявленные при осмотре передней и задней подвесок и рулевого управления, доводят до нормы давление воздуха в шинах колес, устанавливают автомобиль на специальный подъемник и прожимают подвеску в вертикальном направлении сверху вниз усилием 500…600 Н.
Закрепляют проектор на дисках колес в трех точках. Для исключения погрешности проверки из-за погнутости дисков колес вывешивают переднюю часть автомобиля, устанавливают перед автомобилем раздвижную штангу с экраном, на который направляют луч проектора. Поворачивая колесо руками с помощью трех регулировочных винтов устанавливают штатив проектора в плоскость вращения колеса, добиваясь минимального перемещения луча по шкале. Такую же операцию проделывают со вторым колесом.
Для проверки развала опускают на центры дисков поворотных кругов стенда передние колеса, устанавливая их для движения в прямолинейном направлении. Экраны располагают параллельно.
В соответствии с требованиями по безопасности дорожного движения минимальная остаточная высота рисунка протектора шин грузовых автомобилей составляет 2,0 мм, легковых — 1,6 мм. Не допускается сквозных прорезов и трещин, изменение геометрии колеса.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Источники:
- ВАЗ-2115,-2114: Руководство по ремонту, эксплуатации и техническому обслуживанию автомобилей. — М.: Третий Рим, 2013. — 140 c.
Позвольте представиться на нашем портале. Меня зовут Максим Воронцов. В настоящее время я уже более 6 лет работаю автомехаником. Я считаю, что являюсь специалистом в этом направлении, хочу помочь всем посетителям сайта решать разнообразные задачи.
Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести в доступном виде всю нужную информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.