(год, сутки).
Определение производственной программы базируется на так называемом цикловом методе расчета, который используется в практике проектирования АТП. При этом под циклом понимается пробег автомобиля до его КР или до списания, т.е. ресурсный пробег.
В принципе методика расчета производственной программы ТО по пробегу до КР и по ресурсному пробегу одинакова. Для всех типов подвижного состава кроме автобусов, КР не предусматривается. Учитывая это в данном разделе рассматривается методика расчета программы ТО по пробегу автомобилей до списания, т.е. за цикл принят ресурсный пробег.
Цикловой метод расчета производственной программы ТО предусматривает:
— выбор и корректирование периодичности ТО-1, ТО-2 и ресурсного пробега для подвижного состава проектируемого АТП;
— расчет числа ТО на 1 автомобиль (автопоезд) за цикл;
— расчет коэффициента технической готовности и на его основе расчет годового пробега автомобилей, а затем число ТО на группу (парк) автомобилей.
-
Выбор и корректирование нормативной периодичности ТО и
Ресурсного пробега
Для расчета программы предварительно необходимо для данного АТП выбрать нормативные значения пробегов подвижного состава (автомобилей, автопоездов) до списания и периодичностей ТО-1 и ТО-2, которые установлены для определенных условий , а именно: категории условий эксплуатации, базовых моделей автомобилей и умеренного климатического района (табл. 1.3 , 1.4).
Для конкретного АТП указанные выше условия могут отличаться, поэтому в общем случае нормируемые ресурсный пробег Lр и периодичности ТО-1 и ТО-2 Li определяются с помощью коэффициентов (табл. 1.5), учитывающих категорию условий эксплуатации К, модификацию подвижного состава К и климатический район К, т. е.
,где
Периодичность и трудоемкость ТО и ТР подвижного состава следует корректировать в зависимости от следующих условий с помощью коэффициентов:
категории условий эксплуатации подвижного состава — К;
модификации подвижного состава — К;
природно-климатические условия эксплуатации подвижного
состава — К;
количество единиц технически совместимого подвижного
состава — К;
способы хранения подвижного состава — К.
При проектировании АТП корректирование нормативов от пробега с начала эксплуатации не производится.
Результирующий коэффициент корректирования нормативов определяется как произведение отдельных коэффициентов для следующих показателей:
периодичности ТО К К;
ресурса (пробега до КР) К К К;
трудоемкости ТО К К;
трудоемкость ТР К К К К К.
Результирующие коэффициенты корректирования периодичности ТО и ресурса не должен быть менее 0,5.
Откорректированные значения ресурса и периодичности ТО следует округлять до целых десятков километров с учетом кратности между собой и кратности среднесуточному пробегу.
Таблица 1.3 Нормативы ресурса и пробега до КР подвижного состава трудоемкости ТО и ТР (по ОНТП)
Подвижной состав |
Модель представитель |
Ресурс (пробег до КР), не менее тыс. км. |
Нормативная трудоемкость |
|||
ЕО чел.ч |
ТО-1 чел.ч |
ТО-2 чел.ч |
ТР чел.ч км |
|||
Легковые автомобили: |
||||||
особо малого класса |
ЗАЗ-1102 |
|||||
малого класса |
ВАЗ-2107 |
|||||
среднего класса |
ГАЗ-3110 |
|||||
Автобусы: |
||||||
особо малого класса |
РАФ-2203-01 |
350* |
||||
малого класса |
ПАЗ-3205 |
400* |
||||
среднего класса |
ЛАЗ-4221 |
500* |
||||
большого класса |
ЛИАЗ-5256 |
500* |
||||
Икарус-260 |
||||||
особо большого класса |
Икарус-280 |
400* |
||||
Грузовые автомобили |
||||||
общего назначения |
||||||
грузоподъемностью, т: |
||||||
0,5…1,0 |
УАЗ-3303-01 |
|||||
свыше 1 до 3 |
ГАЗ-52-04 |
|||||
свыше 3 до 5 |
ГАЗ-3307 |
|||||
свыше 5 до 8 |
ЗИЛ-431410 |
|||||
свыше 6 до 8 |
КамАЗ-5320 |
|||||
свыше 8 до 10 |
КамАЗ-53212 |
|||||
свыше 10 до 16 |
КрАЗ-250-010 |
|||||
Внедорожные автомобили- -самосвалы грузоподъемностью: |
||||||
30т |
БелАЗ-7522 |
|||||
42т |
БелАЗ-7548 |
|||||
Газоболонные автомобили, работающие на:** |
||||||
сжиженном нефтяном газе |
— |
|||||
сжатом природном газе |
— |
|||||
Прицепы грузоподъемностью, т: |
||||||
одноосные до 5 |
СМ-8325 |
|||||
двуосные до 8 |
ГКБ-8350 |
|||||
Полуприцепы грузоподъемностью, т: |
||||||
одноосные до 12 |
КАЗ-9368 |
|||||
двухосные до 14 |
Мод 9370 |
|||||
многоосные свыше 20 |
МАЗ-9398 |
|||||
Прицепы и полуприцепы — тяжеловозы грузоподъемностью: |
||||||
свыше 22 т |
ЧМЗАП |
|||||
* Пробег до КР |
||||||
** Дополнительна нормативная трудоемкость по газовой системе питания |
Примечания:
1.Трудоемкости ЕОт следует принимать 50% от трудоемкости ЕОс.
2.Трудоемкости ЕОс предусматривают выполнение уборочно-моечных работ с применением комплексной механизации.
При количестве технологически совместимых автомобилей в предприятии менее 50 допускается проведение моечных работ ручным способом, при этом нормативы трудоемкости, приведенные в таблице, следует принимать с коэффициентом 1,3 … 1,5.
Таблица 1.4 Периодичность технического обслуживания подвижного состава для I категории условий эксплуатации (по ОНТП)
Подвижной состав |
Нормативная периодичность обслуживания, км |
|
ТО-1 |
ТО-2 |
|
Легковые автомобили |
||
Автобусы |
||
Грузовые автомобили и автобусы на базе грузовых автомобилей |
||
Автомобили — самосвалы карьерные |
||
Прицепы и полуприцепы (кроме тяжеловозов) |
||
Прицепы и полуприцепы — тяжеловозы |
Таблица 1.5 Коэффициенты корректирования ресурса, пробега подвижного состава до КР, периодичности ТО, простоя подвижного состава в ТО и ТР, трудоемкости ЕО,ТО-1, ТО-2 и ТР (по ОНТИ)
Условия корректирования нормативов |
Значения корректирующих коэффициентов |
|||||
Ресурс или пробег до КР |
Перио-дичность ТО-1, ТО-2 |
Прос- той в ТО и ТР |
Трудоемкость |
|||
ЕО |
ТО-1 ТО-2 |
ТР |
||||
Коэффициент К |
||||||
Категория условий эксплуатации: |
||||||
I |
— |
— |
— |
|||
II |
— |
— |
— |
|||
III |
— |
— |
— |
|||
IV |
— |
— |
— |
|||
V |
— |
— |
— |
|||
Коэффициент К |
||||||
Подвижной состав: |
||||||
базовая модель автомобиля (бортовой) |
— |
|||||
полноприводные автомобили и автобусы |
— |
|||||
автомобили -фургоны (пикапы) |
— |
|||||
автомобили — рефрижераторы |
— |
|||||
автомобили — цистерны |
— |
|||||
автомобили — топливозаправщики |
— |
|||||
автомобили — самосвалы |
— |
|||||
седельные тягачи |
— |
|||||
специальные автомобили |
— |
|||||
санитарные автомобили |
— |
|||||
автомобили, работающие с прицепами |
— |
|||||
специальные прицепы и полуприцепы (рефрижераторы, цистерны и др.) |
— |
— |
||||
Коэффициент К |
||||||
Климатические районы: |
||||||
умеренный |
— |
— |
— |
|||
умеренно теплый, умеренно теплый влажный, теплый |
— |
— |
— |
|||
влажный |
||||||
жаркий сухой, очень жаркий |
— |
— |
— |
|||
сухой |
||||||
умеренно холодный |
— |
— |
— |
|||
холодный |
— |
— |
— |
|||
очень холодный |
— |
— |
— |
|||
Коэффициент К |
||||||
Число технологически совместимого подвижного состава: |
||||||
до 25 |
— |
— |
— |
— |
||
свыше 25 до 50 |
— |
— |
— |
— |
||
свыше 50 до 100 |
— |
— |
— |
— |
||
свыше 100 до 150 |
— |
— |
— |
— |
||
свыше 150 до 200 |
— |
— |
— |
— |
||
свыше 200 до 300 |
— |
— |
— |
— |
||
свыше 400 до 500 |
— |
— |
— |
— |
||
свыше 700 до 800 |
— |
— |
— |
— |
||
свыше 1000 до 1300 |
— |
— |
— |
— |
||
свыше 2000 до 3000 |
— |
— |
— |
— |
||
свыше 5000 |
— |
— |
— |
— |
||
Коэффициент К |
||||||
Условия хранения подвижного состава: |
||||||
открытое |
— |
— |
— |
— |
— |
|
закрытое |
— |
— |
— |
— |
— |
Нормативный расчетный пробег до КР Lк определяется как Lр.
Согласно нормативам периодичности ТО должны быть кратны между собой, а ресурсный пробег кратен периодичности ТО. При корректировке эта кратность может быть нарушена. Поэтому в последующих расчетах пробег между отдельными видами ТО и ресурсным пробегом необходимо скорректировать между собой и со среднесуточным пробегом. Допускаемое отклонение от нормативов периодичности ТО составляет + 10 %.
-
Определение числа списаний и ТО на один автомобиль за цикл
Число технических воздействий на один автомобиль за цикл определяется отношением циклового пробега Lц к пробегу до данного вида воздействия. Так как цикловой пробег в данной методике расчета принят равным ресурсному пробегу Lр автомобиля (рис. 1.1),то число списаний одного автомобиля за цикл будет равно единице. В расчете также принято, что при пробеге, равном Lр, очередное последнее за цикл ТО-2 не проводится и автомобиль списывается. Кроме того, учитывается, что в объем работ ТО-2 входит обслуживание ТО-1, которое выполняется одновременно с ТО-2. Поэтому в данном расчете число ТО-1 за цикл не включает обслуживание ТО-2.
Рис. 1.1. Цикловой график технического обслуживания автомобилей
Ежедневное обслуживание (ЕО) согласно ОНТП подразделяется на ЕОс выполняемое ежедневно при возврате подвижного состава, и ЕОт, выполняемое перед ТО и ТР. Периодичность выполнения ЕОc принята равной среднесуточному пробегу.
Таким образом, число списаний (Nс), ТО-2 (N2), ТО-1 (N1), ЕОс (NЕОс) и ЕOт (NЕОт) за цикл на один автомобиль:
где
1,6 — коэффициент, учитывающий выполнение NЕОт при ТР.
Если за цикл принять пробег до КР Lк, то число КР(Nк), ТО-2 (N2), ТО-1 (N1), ЕОс (NЕОс) и ЕOт (NЕОт) за цикл на один автомобиль определяется аналогично. При этом вместо пробега Lр принимается пробег Lк.
-
Определение числа ТО на группу (парк) автомобилей
Так как пробег автомобиля за год отличается от его пробега за цикл, а производственную программу предприятия обычно рассчитывают на год, то для определения числа ТО за год необходимо определить годовой пробег автомобиля.
Годовой пробег автомобиля
Lг = Драб.г lсс т (1.2)
где Драб.г — число дней работы предприятия в году;
т — коэффициент технической готовности.
В цикловом методе расчета производственной программы по ТО простой автомобиля за цикл по организационным причинам не учитывается. Поэтому при расчете годового пробега автомобиля в формуле (1.2) используется не коэффициент выпуска автомобиля, а коэффициент технической готовности за цикл.
При реконструкции действующих АТП годовой пробег автомобилей обычно устанавливается на основе отчетных данных с учетом перспективы использования подвижного состава за цикл.
т =
где Дэ.ц. – число дней нахождения автомобиля за цикл в технически исправном состоянии;
Др.ц. – число дней простоя автомобиля в ТО и ТР за цикл.
В данном расчете Дэ.ц. принято равным числу дней эксплуатации автомобиля за цикл в технически исправном состоянии, т.е. без учета простоев по организационным причинам. Поэтому
Дэ.ц. =
При расчете т обычно учитываются простои подвижного состава, связанные с выводом автомобиля из эксплуатации, т.е. простои в КР, ТО-2 и ТР. Поэтому простои в ЕО и ТО-1, выполняемые в межсменное время, не учитываются.[1]
А так как продолжительность простоя автомобиля на ТО и ТР в нормативах ОНТП предусматривается в виде общей удельной нормы простоя на 1000 км пробега ДТО-ТР (табл.1.6), которая в зависимости от типа подвижного состава корректируется коэффициентом К2 (см.табл.1.5), число дней простоя автомобиля в ТО-2 и ТР за цикл
Др.ц. =
Если для подвижного состава предусматривается КР, то
Др.ц. =
где ДК – число дней простоя подвижного состава в КР.
Таблица 1.6 — Нормативы простоя подвижного состава в ТО и ремонте
(по ОНТП-01-91)
Подвижной состав |
Нормативы простоя в |
|
ТО и ТР, дней/1000 км |
КР, календарных дней |
|
Легковые автомобили: |
||
особо малого класса |
— |
|
малого класса |
— |
|
среднего класса |
— |
|
Автобусы: |
||
особо малого класса |
||
малого класса |
||
среднего класса |
||
большого класса |
||
особо большого класса |
||
Грузовые автомобили общего назначения грузоподъемностью, т: |
||
до 1 |
— |
|
свыше 1 до 3 |
— |
|
свыше 3 до 5 |
— |
|
свыше 5 до 6 |
— |
|
свыше 6 до 8 |
— |
|
свыше 8 до 10 |
— |
|
свыше 10 до 16 |
— |
|
Внедорожные автомобили – самосвалы грузоподъемностью, т: |
||
— |
||
— |
Примечание. Нормы простоя подвижного состава в ТО и ТР учитывают замену агрегатов и узлов, выработавших свой ресурс.
При определении численного значения ДК необходимо учитывать, что простой подвижного состава в КР предусматривает общее число календарных дней вывода его из эксплуатации, т.е.
ДК = Д
где Д
При отсутствии фактических данных на транспортировку это время ДТ может быть принято равным 10-20% продолжительности простоя в КР по нормативам.
Удельный простой ДТО-ТР для автомобилей, работающих с прицепами, принимается, как для одиночных автомобилей, так как прицеп отделяется от автомобиля и ремонтируется отдельно.
Для автомобилей тягачей, работающих с полуприцепами, ДТО-ТР принимается с учетом времени простоя полуприцепов в ТР, так как второе техническое обслуживание автомобиля – тягача и полуприцепа в основном производится одновременно и без расцепки.
т =
КК – коэффициент, учитывающий долю подвижного состава отправляемого в КР от их расчетного количества.
Если для подвижного состава КР не предусматривается, то в приведенном выражении (1.8) составляющая ДККК/LК принимается равной нулю.
На практике в АТП из-за различий в техническом состоянии и пробегах подвижного состава с начала эксплуатации не все автомобили, достигшие нормативного пробега до КР LК направляются в капитальный ремонт, что оказывает влияние на общее число КР, а следовательно и на значение т. При этом, если все автомобили достигли нормативного пробега LК и направляются в КР, то КК = 1 и наоборот, если автомобили достигли LК и продолжают эксплуатироваться, то КК = 0. Для подвижного состава, направляемого в КР, устанавливается по отчетным данным АТП, а при отсутствии последних может быть принята для автобусов равной КК = 0,3 – 0,6.
Следует отметить, что эксплуатация подвижного состава после достижения нормативного пробега LК значительно увеличивает простои его в ТО и ТР, что является следствием более частых отказов и текущих ремонтов.
Видео (кликните для воспроизведения). |
(год, сутки).
Определение производственной программы базируется на так называемом цикловом методе расчета, который используется в практике проектирования АТП. При этом под циклом понимается пробег автомобиля до его КР или до списания, т.е. ресурсный пробег.
В принципе методика расчета производственной программы ТО по пробегу до КР и по ресурсному пробегу одинакова. Для всех типов подвижного состава кроме автобусов, КР не предусматривается. Учитывая это в данном разделе рассматривается методика расчета программы ТО по пробегу автомобилей до списания, т.е. за цикл принят ресурсный пробег.
Цикловой метод расчета производственной программы ТО предусматривает:
— выбор и корректирование периодичности ТО-1, ТО-2 и ресурсного пробега для подвижного состава проектируемого АТП;
— расчет числа ТО на 1 автомобиль (автопоезд) за цикл;
— расчет коэффициента технической готовности и на его основе расчет годового пробега автомобилей, а затем число ТО на группу (парк) автомобилей.
-
Выбор и корректирование нормативной периодичности ТО и
Ресурсного пробега
Для расчета программы предварительно необходимо для данного АТП выбрать нормативные значения пробегов подвижного состава (автомобилей, автопоездов) до списания и периодичностей ТО-1 и ТО-2, которые установлены для определенных условий , а именно: категории условий эксплуатации, базовых моделей автомобилей и умеренного климатического района (табл. 1.3 , 1.4).
Для конкретного АТП указанные выше условия могут отличаться, поэтому в общем случае нормируемые ресурсный пробег Lр и периодичности ТО-1 и ТО-2 Li определяются с помощью коэффициентов (табл. 1.5), учитывающих категорию условий эксплуатации К, модификацию подвижного состава К и климатический район К, т. е.
где
Периодичность и трудоемкость ТО и ТР подвижного состава следует корректировать в зависимости от следующих условий с помощью коэффициентов:
категории условий эксплуатации подвижного состава — К;
модификации подвижного состава — К;
природно-климатические условия эксплуатации подвижного
состава — К;
количество единиц технически совместимого подвижного
состава — К;
способы хранения подвижного состава — К.
При проектировании АТП корректирование нормативов от пробега с начала эксплуатации не производится.
Результирующий коэффициент корректирования нормативов определяется как произведение отдельных коэффициентов для следующих показателей:
периодичности ТО К К;
ресурса (пробега до КР) К К К;
трудоемкости ТО К К;
трудоемкость ТР К К К К К.
Результирующие коэффициенты корректирования периодичности ТО и ресурса не должен быть менее 0,5.
Откорректированные значения ресурса и периодичности ТО следует округлять до целых десятков километров с учетом кратности между собой и кратности среднесуточному пробегу.
Таблица 1.3 Нормативы ресурса и пробега до КР подвижного состава трудоемкости ТО и ТР (по ОНТП)
Подвижной состав |
Модель представитель |
Ресурс (пробег до КР), не менее тыс. км. |
Нормативная трудоемкость |
|||
ЕО чел.ч |
ТО-1 чел.ч |
ТО-2 чел.ч |
ТР чел.ч км |
|||
Легковые автомобили: |
||||||
особо малого класса |
ЗАЗ-1102 |
|||||
малого класса |
ВАЗ-2107 |
|||||
среднего класса |
ГАЗ-3110 |
|||||
Автобусы: |
||||||
особо малого класса |
РАФ-2203-01 |
350* |
||||
малого класса |
ПАЗ-3205 |
400* |
||||
среднего класса |
ЛАЗ-4221 |
500* |
||||
большого класса |
ЛИАЗ-5256 |
500* |
||||
Икарус-260 |
||||||
особо большого класса |
Икарус-280 |
400* |
||||
Грузовые автомобили |
||||||
общего назначения |
||||||
грузоподъемностью, т: |
||||||
0,5…1,0 |
УАЗ-3303-01 |
|||||
свыше 1 до 3 |
ГАЗ-52-04 |
|||||
свыше 3 до 5 |
ГАЗ-3307 |
|||||
свыше 5 до 8 |
ЗИЛ-431410 |
|||||
свыше 6 до 8 |
КамАЗ-5320 |
|||||
свыше 8 до 10 |
КамАЗ-53212 |
|||||
свыше 10 до 16 |
КрАЗ-250-010 |
|||||
Внедорожные автомобили- -самосвалы грузоподъемностью: |
||||||
30т |
БелАЗ-7522 |
|||||
42т |
БелАЗ-7548 |
|||||
Газоболонные автомобили, работающие на:** |
||||||
сжиженном нефтяном газе |
— |
|||||
сжатом природном газе |
— |
|||||
Прицепы грузоподъемностью, т: |
||||||
одноосные до 5 |
СМ-8325 |
|||||
двуосные до 8 |
ГКБ-8350 |
|||||
Полуприцепы грузоподъемностью, т: |
||||||
одноосные до 12 |
КАЗ-9368 |
|||||
двухосные до 14 |
Мод 9370 |
|||||
многоосные свыше 20 |
МАЗ-9398 |
|||||
Прицепы и полуприцепы — тяжеловозы грузоподъемностью: |
||||||
свыше 22 т |
ЧМЗАП |
|||||
* Пробег до КР |
||||||
** Дополнительна нормативная трудоемкость по газовой системе питания |
Примечания:
1.Трудоемкости ЕОт следует принимать 50% от трудоемкости ЕОс.
2.Трудоемкости ЕОс предусматривают выполнение уборочно-моечных работ с применением комплексной механизации.
При количестве технологически совместимых автомобилей в предприятии менее 50 допускается проведение моечных работ ручным способом, при этом нормативы трудоемкости, приведенные в таблице, следует принимать с коэффициентом 1,3 … 1,5.
Таблица 1.4 Периодичность технического обслуживания подвижного состава для I категории условий эксплуатации (по ОНТП)
Подвижной состав |
Нормативная периодичность обслуживания, км |
|
ТО-1 |
ТО-2 |
|
Легковые автомобили |
||
Автобусы |
||
Грузовые автомобили и автобусы на базе грузовых автомобилей |
||
Автомобили — самосвалы карьерные |
||
Прицепы и полуприцепы (кроме тяжеловозов) |
||
Прицепы и полуприцепы — тяжеловозы |
Таблица 1.5 Коэффициенты корректирования ресурса, пробега подвижного состава до КР, периодичности ТО, простоя подвижного состава в ТО и ТР, трудоемкости ЕО,ТО-1, ТО-2 и ТР (по ОНТИ)
Условия корректирования нормативов |
Значения корректирующих коэффициентов |
|||||
Ресурс или пробег до КР |
Перио-дичность ТО-1, ТО-2 |
Прос- той в ТО и ТР |
Трудоемкость |
|||
ЕО |
ТО-1 ТО-2 |
ТР |
||||
Коэффициент К |
||||||
Категория условий эксплуатации: |
||||||
I |
— |
— |
— |
|||
II |
— |
— |
— |
|||
III |
— |
— |
— |
|||
IV |
— |
— |
— |
|||
V |
— |
— |
— |
|||
Коэффициент К |
||||||
Подвижной состав: |
||||||
базовая модель автомобиля (бортовой) |
— |
|||||
полноприводные автомобили и автобусы |
— |
|||||
автомобили -фургоны (пикапы) |
— |
|||||
автомобили — рефрижераторы |
— |
|||||
автомобили — цистерны |
— |
|||||
автомобили — топливозаправщики |
— |
|||||
автомобили — самосвалы |
— |
|||||
седельные тягачи |
— |
|||||
специальные автомобили |
— |
|||||
санитарные автомобили |
— |
|||||
автомобили, работающие с прицепами |
— |
|||||
специальные прицепы и полуприцепы (рефрижераторы, цистерны и др.) |
— |
— |
||||
Коэффициент К |
||||||
Климатические районы: |
||||||
умеренный |
— |
— |
— |
|||
умеренно теплый, умеренно теплый влажный, теплый |
— |
— |
— |
|||
влажный |
||||||
жаркий сухой, очень жаркий |
— |
— |
— |
|||
сухой |
||||||
умеренно холодный |
— |
— |
— |
|||
холодный |
— |
— |
— |
|||
очень холодный |
— |
— |
— |
|||
Коэффициент К |
||||||
Число технологически совместимого подвижного состава: |
||||||
до 25 |
— |
— |
— |
— |
||
свыше 25 до 50 |
— |
— |
— |
— |
||
свыше 50 до 100 |
— |
— |
— |
— |
||
свыше 100 до 150 |
— |
— |
— |
— |
||
свыше 150 до 200 |
— |
— |
— |
— |
||
свыше 200 до 300 |
— |
— |
— |
— |
||
свыше 400 до 500 |
— |
— |
— |
— |
||
свыше 700 до 800 |
— |
— |
— |
— |
||
свыше 1000 до 1300 |
— |
— |
— |
— |
||
свыше 2000 до 3000 |
— |
— |
— |
— |
||
свыше 5000 |
— |
— |
— |
— |
||
Коэффициент К |
||||||
Условия хранения подвижного состава: |
||||||
открытое |
— |
— |
— |
— |
— |
|
закрытое |
— |
— |
— |
— |
— |
Нормативный расчетный пробег до КР Lк определяется как Lр.
Согласно нормативам периодичности ТО должны быть кратны между собой, а ресурсный пробег кратен периодичности ТО. При корректировке эта кратность может быть нарушена. Поэтому в последующих расчетах пробег между отдельными видами ТО и ресурсным пробегом необходимо скорректировать между собой и со среднесуточным пробегом. Допускаемое отклонение от нормативов периодичности ТО составляет + 10 %.
-
Определение числа списаний и ТО на один автомобиль за цикл
Число технических воздействий на один автомобиль за цикл определяется отношением циклового пробега Lц к пробегу до данного вида воздействия. Так как цикловой пробег в данной методике расчета принят равным ресурсному пробегу Lр автомобиля (рис. 1.1),то число списаний одного автомобиля за цикл будет равно единице. В расчете также принято, что при пробеге, равном Lр, очередное последнее за цикл ТО-2 не проводится и автомобиль списывается. Кроме того, учитывается, что в объем работ ТО-2 входит обслуживание ТО-1, которое выполняется одновременно с ТО-2. Поэтому в данном расчете число ТО-1 за цикл не включает обслуживание ТО-2.
Рис. 1.1. Цикловой график технического обслуживания автомобилей
Ежедневное обслуживание (ЕО) согласно ОНТП подразделяется на ЕОс выполняемое ежедневно при возврате подвижного состава, и ЕОт, выполняемое перед ТО и ТР. Периодичность выполнения ЕОc принята равной среднесуточному пробегу.
Таким образом, число списаний (Nс), ТО-2 (N2), ТО-1 (N1), ЕОс (NЕОс) и ЕOт (NЕОт) за цикл на один автомобиль:
где
1,6 — коэффициент, учитывающий выполнение NЕОт при ТР.
Если за цикл принять пробег до КР Lк, то число КР(Nк), ТО-2 (N2), ТО-1 (N1), ЕОс (NЕОс) и ЕOт (NЕОт) за цикл на один автомобиль определяется аналогично. При этом вместо пробега Lр принимается пробег Lк.
-
Определение числа ТО на группу (парк) автомобилей
Так как пробег автомобиля за год отличается от его пробега за цикл, а производственную программу предприятия обычно рассчитывают на год, то для определения числа ТО за год необходимо определить годовой пробег автомобиля.
Годовой пробег автомобиля
Lг = Драб.г lсс т (1.2)
где Драб.г — число дней работы предприятия в году;
т — коэффициент технической готовности.
В цикловом методе расчета производственной программы по ТО простой автомобиля за цикл по организационным причинам не учитывается. Поэтому при расчете годового пробега автомобиля в формуле (1.2) используется не коэффициент выпуска автомобиля, а коэффициент технической готовности за цикл.
При реконструкции действующих АТП годовой пробег автомобилей обычно устанавливается на основе отчетных данных с учетом перспективы использования подвижного состава за цикл.
т =
где Дэ.ц. – число дней нахождения автомобиля за цикл в технически исправном состоянии;
Др.ц. – число дней простоя автомобиля в ТО и ТР за цикл.
В данном расчете Дэ.ц. принято равным числу дней эксплуатации автомобиля за цикл в технически исправном состоянии, т.е. без учета простоев по организационным причинам. Поэтому
Дэ.ц. =
При расчете т обычно учитываются простои подвижного состава, связанные с выводом автомобиля из эксплуатации, т.е. простои в КР, ТО-2 и ТР. Поэтому простои в ЕО и ТО-1, выполняемые в межсменное время, не учитываются.[1]
А так как продолжительность простоя автомобиля на ТО и ТР в нормативах ОНТП предусматривается в виде общей удельной нормы простоя на 1000 км пробега ДТО-ТР (табл.1.6), которая в зависимости от типа подвижного состава корректируется коэффициентом К2 (см.табл.1.5), число дней простоя автомобиля в ТО-2 и ТР за цикл
Др.ц. =
Если для подвижного состава предусматривается КР, то
Др.ц. =
где ДК – число дней простоя подвижного состава в КР.
Таблица 1.6 — Нормативы простоя подвижного состава в ТО и ремонте
(по ОНТП-01-91)
Подвижной состав |
Нормативы простоя в |
|
ТО и ТР, дней/1000 км |
КР, календарных дней |
|
Легковые автомобили: |
||
особо малого класса |
— |
|
малого класса |
— |
|
среднего класса |
— |
|
Автобусы: |
||
особо малого класса |
||
малого класса |
||
среднего класса |
||
большого класса |
||
особо большого класса |
||
Грузовые автомобили общего назначения грузоподъемностью, т: |
||
до 1 |
— |
|
свыше 1 до 3 |
— |
|
свыше 3 до 5 |
— |
|
свыше 5 до 6 |
— |
|
свыше 6 до 8 |
— |
|
свыше 8 до 10 |
— |
|
свыше 10 до 16 |
— |
|
Внедорожные автомобили – самосвалы грузоподъемностью, т: |
||
— |
||
— |
Примечание. Нормы простоя подвижного состава в ТО и ТР учитывают замену агрегатов и узлов, выработавших свой ресурс.
При определении численного значения ДК необходимо учитывать, что простой подвижного состава в КР предусматривает общее число календарных дней вывода его из эксплуатации, т.е.
ДК = Д
где Д
При отсутствии фактических данных на транспортировку это время ДТ может быть принято равным 10-20% продолжительности простоя в КР по нормативам.
Удельный простой ДТО-ТР для автомобилей, работающих с прицепами, принимается, как для одиночных автомобилей, так как прицеп отделяется от автомобиля и ремонтируется отдельно.
Для автомобилей тягачей, работающих с полуприцепами, ДТО-ТР принимается с учетом времени простоя полуприцепов в ТР, так как второе техническое обслуживание автомобиля – тягача и полуприцепа в основном производится одновременно и без расцепки.
т =
КК – коэффициент, учитывающий долю подвижного состава отправляемого в КР от их расчетного количества.
Если для подвижного состава КР не предусматривается, то в приведенном выражении (1.8) составляющая ДККК/LК принимается равной нулю.
На практике в АТП из-за различий в техническом состоянии и пробегах подвижного состава с начала эксплуатации не все автомобили, достигшие нормативного пробега до КР LК направляются в капитальный ремонт, что оказывает влияние на общее число КР, а следовательно и на значение т. При этом, если все автомобили достигли нормативного пробега LК и направляются в КР, то КК = 1 и наоборот, если автомобили достигли LК и продолжают эксплуатироваться, то КК = 0. Для подвижного состава, направляемого в КР, устанавливается по отчетным данным АТП, а при отсутствии последних может быть принята для автобусов равной КК = 0,3 – 0,6.
Следует отметить, что эксплуатация подвижного состава после достижения нормативного пробега LК значительно увеличивает простои его в ТО и ТР, что является следствием более частых отказов и текущих ремонтов.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Источники:
Позвольте представиться на нашем портале. Меня зовут Максим Воронцов. В настоящее время я уже более 6 лет работаю автомехаником. Я считаю, что являюсь специалистом в этом направлении, хочу помочь всем посетителям сайта решать разнообразные задачи.
Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести в доступном виде всю нужную информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.