Объектами ремонта являются поврежденные (неисправные) или выработавшие назначенный ресурс образцы автомобильной техники, работоспособность которых может и должна быть восстановлена.
Ремонт автомобильной техники выполняется специально подготовленным личным составом (силы ремонта) с использованием технических средств ремонта (средств ремонта) и нормативно-технической документации.
273. Своевременный и высококачественный ремонт является важным условием поддержания боевой готовности войск. Он достигается:
наличием оснащенных, укомплектованных личным составом ремонтно-восстановительных органов и постоянной готовностью их к выполнению производственных заданий;
всесторонней оценкой технического состояния объектов ремонта с целью определения минимально необходимого объема работ, подлежащих выполнению;
высоким уровнем квалификации и полевой выучки специалистов и постоянным совершенствованием их подготовки;
своевременным перемещением ремонтно-восстановительных органов в места размещения ремонтного фонда и сокращением простоев машин в ожидании ремонта;
постоянным совершенствованием технологического процесса ремонта;
созданием запасов и оперативным обеспечением ремонтно-восстановительных органов автомобильным и другими видами технического имущества;
четким взаимодействием ремонтных органов с эвакуационными частями (подразделениями), органами снабжения, обменными пунктами агрегатов и транспортными частями (подразделениями).
274. Система ремонта автомобильной техники является планово-предупредительной с периодическим контролем технического состояния, при которой ремонт (кроме текущего) планируется по расходу ресурсов в соответствии с установленными нормами межремонтной наработки, а объем и момент начала ремонта определяются в зависимости от фактического технического состояния машин.
для машин — текущий, средний (второй, третий средний) и капитальный;
для прицепов, полуприцепов, основных агрегатов, механизмов, узлов и приборов машин, двигателей автомобильного и тракторного типа, применяемых в стационарных и передвижных установках, для автомобильных кузовов-контейнеров (кузовов-фургонов), а также для приборов ночного видения (ночного наблюдения водителя) и других объектов автомобильной техники — текущий и капитальный.
В боевых условиях проводится текущий, средний и капитальный ремонты машин, текущий и капитальный ремонт составных частей.
276. Текущий ремонт машин выполняется для обеспечения или восстановления их исправности (работоспособности) и состоит в замене и (или) восстановлении отдельных составных частей.
Текущий ремонт автомобильной техники осуществляется путем замены отказавших, поврежденных и (или) отработавших установленные сроки деталей, сборочных единиц и других составных частей вплоть до одного основного агрегата (приложение 13) новыми или восстановленными (работоспособными).
При текущем ремонте машин, получивших боевые повреждения, как правило, осуществляется:
в подразделении — замена навесного оборудования и деталей общей сборки, текущий ремонт основных агрегатов без их демонтажа с машины и вскрытия картеров;
в части — замена составных частей, в том числе одного основного агрегата трансмиссии или ходовой части, текущий ремонт других агрегатов без демонтажа их с машины и восстановление отдельных деталей;
в соединении — замена любых составных частей, в том числе одного основного агрегата (за исключением кузова легкового автомобиля, корпуса или рамы машины, а для специальных колесных шасси — также двигателя и гидромеханической передачи), текущий ремонт снятых с машин, но не заменяемых агрегатов, узлов и приборов, а также восстановление деталей.
277. Текущий ремонт агрегата заключается в замене или восстановлении отдельных изношенных и поврежденных деталей, кроме базовых, к которым относятся блоки и картеры агрегатов, а также коленчатые валы двигателей.
278. Средний ремонт выполняется для восстановления исправности и частичного восстановления ресурса изделий с заменой или восстановлением составных частей в объеме, установленном в нормативно-технической документации.
Средний ремонт автомобильной техники осуществляется путем замены или капитального ремонта не менее двух, но не более половины основных агрегатов (кроме кузова легкового автомобиля (автобуса), корпуса или рамы машины), проведения текущего ремонта остальных агрегатов, механизмов, приборов и восстановления отдельных деталей. Замена (ремонт) агрегатов, узлов и деталей в процессе среднего ремонта машин производится в зависимости от их фактического технического состояния, устанавливаемого по результатам инструментальной дефектации.
На машинах, отработавших ресурс до капитального ремонта, может производиться второй средний ремонт, а в последующем также третий средний ремонт, обеспечивающий наработку до списания. Второй и третий средние ремонты проводятся по такой же технологии, как и первый, с выполнением дополнительных операций, обеспечивающих восстановление ресурса машин до установленных нормативно-техническими документами пределов.
В мирное время первый средний ремонт машин производится ремонтно-восстановительными органами, частей, а второй и третий — ремонтно-восстановительными органами соединений, объединений, военных округов и Центра. В военное время проведение средних ремонтов предусматривается, как правило, ремонтно-восстановительными органами соединения и старших начальников.
279. Капитальный ремонт проводится для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса машины (агрегата) и заключается в замене или восстановлении работоспособности любых составных частей, включая базовые.
Капитальный ремонт автомобильной техники осуществляется путем полной разборки, дефектации, замены или капитального ремонта всех агрегатов, механизмов, приборов и восстановления деталей в соответствии с техническими условиями, а также сборки и испытания машин и их агрегатов.
280. Капитальный ремонт агрегата заключается в его полной разборке, замене или восстановлении всех изношенных и поврежденных деталей, в сборке и испытании в соответствии с техническими условиями.
282. Типовые нормы времени на ремонт по видам и маркам машин, технологические процессы, технические условия, а также нормы расхода материалов, запасных частей и инструментов устанавливаются нормативными документами ГАБТУ МО РФ, а в военное время, кроме того временными техническими условиями на особый период и руководствами по капитальному ремонту соответствующих марок машин в особый период.
283. Автомобильная техника общевойскового назначения ремонтируется, как правило, ремонтно-восстановительными органами автомобильной техники.
Автомобильные базовые шасси, в зависимости от их технического состояния и от технического состояния смонтированных на них вооружения и военной техники, от назначения и специализации привлекаемых сил и средств восстанавливаются при комплексном или специализированном ремонте.
При комплексном ремонте восстановление автомобильных базовых шасси производится, как правило, совмещено по месту и времени с ремонтом установленных на них образцов вооружения и военной техники (ВВТ).
При специализированном ремонте восстановление автомобильных базовых шасси производится, как правило, ремонтно-восстановительными органами автомобильной техники, когда смонтированное на них вооружение и военная техника исправны или когда их ремонт предусматривается разными ремонтно-восстановительными органами в различные периоды времени.
284. В соединении (части) осуществляется, как правило, комплексный ремонт вооружения и военной техники. При ремонте комплексов вооружения и военной техники ремонтные работы ведутся на нескольких номенклатурах составных частей с привлечением специалистов и средств ремонта двух и более технических служб соединения (части).
Ремонт автомобильных базовых шасси может производиться в ремонтно-восстановительных органах родов войск, специальных войск и служб своими силами или силами и средствами выездных бригад, выделяемых из ремонтно-восстановительных органов автомобильной техники, а также непосредственно в ремонтно-восстановительных органах автомобильной техники.
Производство таких ремонтов, их материально-техническое обеспечение и финансирование организуются органами управления соответствующих родов войск, специальных войск и служб по согласованию с органами управления автомобильной службы.
285. Ремонт наиболее сложных образцов машин производится на предприятиях-изготовителях автомобильной техники или их выездными бригадами в местах сосредоточения поврежденных машин по договорам между ГАБТУ МО РФ и этими предприятиями.
286. Ремонт машин может осуществляться обезличенным (агрегатным) или необезличенным (индивидуальным) методами.
При обезличенном методе ремонта поврежденные или изношенные сборочные единицы заменяются новыми или заранее отремонтированными.
При необезличенном методе поврежденные или изношенные сборочные единицы снимаются, ремонтируются и устанавливаются на тот же объект автомобильной техники.
287. Основным методом войскового ремонта машин является агрегатный метод. При этом машины ремонтируются, как правило, на универсальных рабочих местах, а их составные части — на специализированных постах.
Средний ремонт машин с капитальным ремонтом агрегатов, а также текущий ремонт агрегатов, механизмов и узлов на готовых деталях осуществляются необезличенным методом.
288. В зависимости от места выполнения работ и привлекаемых ремонтно-восстановительных органов ремонт подразделяется на заводской и войсковой.
Войсковой ремонт осуществляется непосредственно в местах размещения (базирования) войск, в районах скопления поврежденных вооружения и военной техники, на сборных пунктах поврежденных машин силами и средствами штатных ремонтно-восстановительных органов, а также выездными бригадами ремонтных предприятий и (или) заводов промышленности.
Текущий и средний ремонты машин относятся к войсковым, а капитальный — к заводскому ремонтам.
289. Организационно ремонтно-восстановительные органы автомобильной техники различаются по номенклатуре, предметной специализации, уровню подчиненности, назначению, постоянству мест дислокации и т.д.
290. По номенклатуре ремонтно-восстановительные органы относятся к категории предприятий или формирований войсковых структур.
К формированиям войсковых структур отнесены ремонтно-восстановительные полки автомобильной техники фронтовых ремонтно-восстановительных баз, ремонтно-восстановительные базы агрегатов автомобильной техники, отдельные ремонтно-восстановительные батальоны (машин и агрегатов, агрегатов автомобилей, агрегатов гусеничных машин), ремонтно-восстановительные батальоны автомобильной техники армейских (корпусных) ремонтно-восстановительных баз, роты ремонта автомобильной техники отдельных ремонтно-восстановительных батальонов дивизий и им соответствующим по количеству машин соединений (частей), автомобильные ремонтные взводы ремонтных рот полков и им соответствующих по количеству машин частей, а также отделения технического обслуживания батальонов и им соответствующих по количеству машин подразделений.
291. По форме предметной специализации в Вооруженных Силах Российской Федерации предусматриваются машиноремонтные, агрегаторемонтные и смешанные ремонтно-восстановительные органы, как входящие в состав объединенных сил и средств технического обеспечения, так и специализирующиеся только на ремонте автомобильной техники общевойскового назначения.
292. Ремонтно-восстановительные органы автомобильной техники могут быть подвижными, передвижными и стационарными.
Подвижные ремонтно-восстановительные органы укомплектовываются унифицированными и специальными подвижными мастерскими, специальными установками, оборудованием, разборно-сборными производственными помещениями (палатками) и другими материально-техническими средствами, которые при передислокациях размещаются и перевозятся на штатном транспорте. Подвижные ремонтно-восстановительные органы автомобильной техники входят в состав сил и средств технического обеспечения подразделений, частей, соединений и объединений.
Передвижные ремонтно-восстановительные органы укомплектовываются выносным оборудованием, размещаемым в разборно-сборных производственных помещениях (палатках), и мастерскими, смонтированными в автомобильных кузовах-фургонах или кузовах-контейнерах, которые при передислокациях перевозятся приданными транспортными средствами. Они могут также частично оснащаться унифицированными и специальными подвижными мастерскими.
К стационарным относятся ремонтно-восстановительные органы, которые размещены и работают в пунктах постоянной дислокации и не предназначены для перемещения в места сосредоточения машин, требующих ремонта. Они могут иметь штатные или временно выделять из своего состава подвижные подразделения (выездные бригады).
293. По уровню подчиненности ремонтно-восстановительные органы относятся к стратегическим (Центра, видов Вооруженных Сил), оперативным (окружные, фронтовые, армейские, корпусные и им соответствующие) и войсковым (дивизионные, бригадные, полковые, батальонные и им соответствующие).
К ремонтно-восстановительным органам автомобильной техники относятся:
в подразделении — отделение технического обслуживания автомобильной техники;
в части — ремонтное подразделение (взвод) автомобильной техники;
в соединении — ремонтное подразделение (рота) автомобильной техники;
в объединении — ремонтно-восстановительные части (полки) автомобильной техники фронтовых ремонтно-восстановительных баз, фронтовые ремонтно-восстановительные базы агрегатов автомобильной техники, отдельные ремонтно-восстановительные части (батальоны) машин и агрегатов (агрегатов автомобилей, агрегатов гусеничных машин), ремонтно-восстановительные части (батальоны) автомобильной техники армейских (корпусных) ремонтно-восстановительных баз;
в Центре — ремонтные заводы центрального подчинения, отдельные или в составе ремонтно-восстановительных баз ремонтно-восстановительные части (полки) автомобильной техники, ремонтно-восстановительные базы агрегатов автомобильной техники, отдельные ремонтно-восстановительные части (батальоны) машин (машин и агрегатов, агрегатов автомобилей, агрегатов гусеничных машин).
294. Автомобильные ремонтно-восстановительные органы предназначаются:
взвода ремонта — для технического диагностирования, регламентно-настроечных работ при техническом обслуживании машин и для их текущего ремонта. Допускается производство первого среднего ремонта машин на готовых агрегатах без ущерба для выполнения работ по текущему ремонту и техническому обслуживанию машин воинской части, а в военное время, кроме того, — для текущего ремонта поврежденных машин;
роты ремонта — для среднего (второго и третьего) и текущего ремонтов машин на готовых агрегатах, а также для технического диагностирования и регламентно-настроечных работ при техническом обслуживании машин, а в военное время, кроме того, — для среднего и текущего ремонтов поврежденных машин;
отдельные ремонтно-восстановительные батальоны автомобильной техники армейских (корпусных) ремонтно-восстановительных баз – для среднего и в исключительных случаях текущего ремонта машин и текущего ремонта их агрегатов;
ремонтно-восстановительные полки автомобильной техники ремонтно-восстановительных баз фронтового и центрального подчинения, ремонтно-восстановительные базы агрегатов автомобильной техники, отдельные ремонтно-восстановительные батальоны (машин и агрегатов, агрегатов автомобилей, агрегатов гусеничных машин) — для среднего ремонта машин, текущего и капитального ремонта их агрегатов или только капитального ремонта агрегатов, а в военное время, кроме того, — для среднего и, в исключительных случаях, текущего ремонта поврежденных машин, для текущего и капитального ремонта агрегатов;
ремонтные заводы центрального и окружного подчинения — для капитального ремонта машин как на готовых агрегатах, так и с капитальным ремонтом агрегатов или только для капитального ремонта машин или агрегатов, а в военное время, кроме того, — для капитального и среднего ремонта поврежденных машин и капитального ремонта их агрегатов. На этих же ремонтных предприятиях выполняется капитальный ремонт машин и агрегатов для специальных войск, станций технического обслуживания автомобилей гарнизонов, а также для ремонтно-восстановительных органов видов и родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации, главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, производящих ремонт машин на готовых агрегатах, а в военное время, кроме того, — для среднего ремонта поврежденных машин и капитального ремонта их агрегатов.
295. В военное время ремонт вышедших из строя машин соединений (частей) видов Вооруженных Сил Российской Федерации, пограничных и внутренних войск, гражданской обороны при совместных действиях с другими силами и средствами территориальной обороны на значительном удалении от пунктов их постоянной дислокации выполняется ремонтно-восстановительными органами общевойсковых соединений и частей, а также, (по согласованию с ГАБТУ МО РФ) — ремонтными предприятиями Центра.
296. При расположении войск в пунктах постоянной дислокации личный состав подвижных и передвижных ремонтно-восстановительных органов выполняет ремонт машин и их составных частей, как правило, в стационарных помещениях с использованием комплекта средств технологического оснащения, которыми части обеспечиваются по нормам мирного времени, вводимым в действие приказами Министра обороны Российской Федерации.
Подвижные (передвижные) средства технологического оснащения этих ремонтно-восстановительных органов в мирное время в полном составе или частично используется: при ремонте машин на месте повреждения, если их невозможно (нецелесообразно) эвакуировать; при действиях войск на учениях и при выполнении ими заданий вне пунктов постоянной дислокации; на занятиях по технической (специальной) подготовке и на показных занятиях; при проверках и опробовании производственного оборудования; при отсутствии стационарных средств технического обслуживания и ремонта машин в пункте постоянной дислокации части (соединения, объединения).
Об использовании в мирное время подвижных (передвижных) средств технологического оснащения этих ремонтно-восстановительных органов, кроме использования ее при плановых и внезапных проверках, подъеме воинской части по учебной тревоге и при инспектировании, издается приказ командира воинской части или отдается распоряжение вышестоящего начальника с указанием основания, цели и продолжительности использования. При инспектировании и проверках продолжительность использования материальной части устанавливается соответствующими руководящими документами.
297. Техническое состояние отремонтированной автомобильной техники должно соответствовать одному из трех уровней качества ремонта:
второй — уровень качества, обеспечивающий ее длительное использование в боевых условиях.
третий — уровень качества, обеспечивающий выполнение машиной только конкретной задачи в боевых условиях или допускающий ограниченное по времени использование машины в определенных условиях в процессе ведения боевых действий.
Второй и третий уровни качества ремонта обеспечиваются ремонтом в соответствии с отступлениями (временными техническими условиями) от требований технических условий и руководств по войсковому ремонту по первому уровню.
Третий уровень качества применим только к машине в целом, восстанавливаемой в машиноремонтных частях и подразделениях, и не может относиться к ее составным частям, восстанавливаемым агрегаторемонтными органами.
В ходе боевых действий, а также при действиях войск в полевых условиях, как в военное, так и в мирное время, ремонт машин (агрегатов) может осуществляться в соответствии с требованиями временных технических условий на ремонт автомобильной техники и дополнений к ним.
Войсковой ремонт в мирное и в военное время при размещении соединений (частей) в местах постоянной дислокации осуществляется, как правило, в полном объеме.
298. За достижение установленного уровня качества ремонта несут ответственность выполнявшие его ремонтно-восстановительные органы всех уровней подчиненности.
Предъявление ций на некачественный ремонт и устранение недостатков производится в порядке, изложенном в главе 3.
Решение о выполнении ремонта второго и третьего уровня качества принимается командующим войсками военного округа (фронта), начальником ГАБТУ МО РФ на ограниченный период времени с учетом конкретно складывающейся обстановки, наличия вышедшей из строя автомобильной техники и отражается в распоряжениях по техническому обеспечению всех уровней.
После окончания срока введения ремонта второго и третьего уровня качества соответствующими должностными лицами должны быть приняты меры по повышению технического состояния машин до первого уровня в соответствии с требованиями действующих технических условий и руководств по войсковому ремонту.
299. Организация ремонта машин и агрегатов включает принятие решения и планирование ремонта, постановку задач подчиненным ремонтно-восстановительным органам, осуществление взаимодействия всех задействованных сил и средств, обеспечение их всем необходимым и оперативное управление ими.
Принятое решение должно предусматривать проведение согласованных по месту и времени мероприятий, обеспечивающих:
рациональное распределение имеющихся сил и средств ремонтно-восстановительных органов, выбор целесообразного режима их использования (эшелонирование, выделение сил и средств в состав выездных бригад, РГ и РЭГ, места их размещения и порядок перемещения в ходе выполнения задач);
наиболее полную загрузку ремонтно-восстановительных органов ремонтным фондом при рациональной специализации и наилучшем использовании рабочего времени;
эффективное взаимодействие между эвакуационными и ремонтными частями (подразделениями), органами снабжения и управления, а также между ремонтно-восстановительными органами автомобильной техники и ремонтно-восстановительными органами других видов ВВТ;
снабжение ремонтно-восстановительных органов автомобильным имуществом и материалами;
снабжение ремонтно-восстановительных органов необходимой нормативной и нормативно-технической документацией;
целесообразное расходование имеющихся материально-технических средств;
надежную защиту, охрану и оборону ремонтно-восстановительных органов, минимизацию их потерь.
300. В ремонтно-восстановительных органах для обеспечения бесперебойной работы создается оборотный фонд отремонтированных агрегатов, механизмов и приборов, а также необходимые запасы автомобильного имущества в соответствии с утвержденными планами (заданиями) ремонта или на основе их производственных возможностей.
Нормы содержания оборотного фонда составных частей и ремонтных комплектов автомобильного имущества для ремонтно-восстановительных органов разных уровней подчиненности устанавливаются ГАБТУ МО РФ.
301. Объемы и состав работ для всех видов ремонта отражаются в дефектовочных ведомостях, составляемых по результатам контрольно-технических осмотров и технического диагностирования.
302. При всех видах ремонта машин, агрегатов и других составных частей предусматриваются демонтажно-монтажные, разборочно-сборочные, контрольно-проверочные, регулировочные, крепежные, смазочные, а при восстановлении деталей, кроме того, слесарные, механические, сварочные, наплавочные, кузнечные, термические, плотницкие, малярные и другие ремонтные работы, выполнение которых должно обеспечивать приведение объектов ремонта (восстановления) к нормам, установленным нормативно-техническими документами.
303. Своевременное и качественное выполнение задач по ремонту автомобильной техники ремонтными частями (подразделениями) достигается всесторонней технологической подготовкой ремонтного производства, правильной его организацией и систематическим контролем качества выполняемых работ.
Технологическая подготовка ремонтного производства включает: подготовку специалистов по ремонту машин, их составных частей и правильную расстановку ремонтников по видам работ; обеспечение нормативно-технической документацией; обеспечение средствами технологического оснащения и их своевременную подготовку к работе; создание и поддержание необходимого запаса агрегатов, узлов, деталей и материалов в соответствии с производственным заданием; оснащение производственных помещений, элементов парка, а также подвижных мастерских средствами технологического оснащения в соответствии с их предназначением; рациональную организацию и оснащение рабочих мест.
304. Организация ремонта машин в военное время включает: прогнозирование ремонтного фонда автомобильной техники и его размещения в полосах действий войск; создание временных группировок ремонтно-восстановительных органов; распределение ремонтного фонда по ремонтно-восстановительным органам войск; выбор районов размещения и развертывания ремонтно-восстановительных органов, путей и порядка их перемещения в ходе боя (операции); определение и постановку задач по ремонту автомобильной техники; отработку взаимодействия ремонтно-восстановительных органов по задачам, направлениям, рубежам действий войск; определение потребности в автомобильном и другом имуществе, своевременном его истребовании, получении и обеспечении ремонтных работ; ведение учетной и отчетной документации по ремонту автомобильной техники.
305. Основными принципами организации войскового ремонта машин являются:
ремонт машин осуществляется в процессе повседневной деятельности войск в местах постоянной дислокации, в полевых парках, на местах выхода их из строя, в ближайших укрытиях и на СППМ соединения (части);
чем ниже войсковое звено, тем меньший объем ремонтных работ устанавливается для его ремонтных подразделений;
удаление сил и средств ремонта от боевых порядков войск должно обеспечивать максимальную эффективность их использования при сохранении управляемости и живучести;
306. При действиях подвижных ремонтно-восстановительных органов автомобильной техники в полевых условиях порядок их размещения, работы, охраны и обороны, перемещения в новые районы, разведки этих районов и маршрутов движения к ним определяются настоящим наставлением и боевыми уставами и указываются в директивах (приказах и распоряжениях) по техническому (автотехническому) обеспечению. При этом они могут использоваться для ремонта автомобильной техники в полном составе, по частям или выделять силы и средства во временные органы (РЭГ, РГ) и перемещаться полностью или частями. В последнем случае в первую часть выделяется личный состав со средствами технологического оснащения, обеспечивающими возможность быстрой организации ремонта машин на новом месте размещения. Вторая часть завершает ремонтные работы на старом месте размещения, после чего перемещается либо к первой, либо перекатом на следующее место размещения.
Ремонтные средства, выделенные в состав РЭГ и РГ, выполняют текущий ремонт машин в местах выхода их из строя или укрытиях. РЭГ, РГ подразделений, имеющих взводы (отделения) технического обеспечения (обслуживания), создаются во всех видах боя. В состав РЭГ (РГ) подразделения обычно включаются штатные силы и средства технического обеспечения, автомобили с военно-техническим имуществом, горюче-смазочными и другими материалами и при необходимости тягачи из ремонтно-восстановительного органа части.
Начальником РЭГ (РГ) обычно назначается командир взвода (отделения) технического обеспечения (обслуживания). РЭГ, РГ соединения (части) создаются для восстановления машин частей (подразделений), выполняющих важные или самостоятельные задачи. В состав РЭГ (РГ) обычно выделяются ремонтные взводы (отделения), автомобили с военно-техническим имуществом, горюче-смазочными и другими материалами, тягачи, а также силы и средства инженерных, медицинских подразделений и подразделений РХБ защиты. Начальником РЭГ (РГ) обычно назначается командир взвода отдельного ремонтно-восстановительного батальона соединения (ремонтного подразделения части).
Ремонтно-эвакуционные (ремонтные) группы объединения создаются для восстановления машин соединений (частей), действующих на главном направлении, а также при преодолении ими барьерных рубежей.
Продолжительность работы РЭГ (РГ) в районах, порядок перемещения и управления ими определяются условиями обстановки и устанавливаются приказом (распоряжением) по техническому обеспечению.
307. В ходе боя (операции) для сосредоточения поврежденной автомобильной техники и последующего развертывания основных сил и средств ремонтных подразделений (частей) с целью своевременного и качественного ремонта автомобильной техники, а также передачи невосстанавливаемых машин средствам старшего начальника организуются СППМ. Они могут быть только для автомобильной техники и комплексными (для всех видов вооружения и военной техники).
Сборные пункты поврежденных машин развертываются решением заместителя командира (командующего) по вооружению, которому подчинены эвакуационные и ремонтные подразделения, обычно вблизи путей подвоза и эвакуации, в районах (местах) наибольшего выхода машин из строя.
Выбираемые участки для СППМ должны отвечать следующим тактическим требованиям:
безопасное удаление от линии соприкосновения войск и объектов вероятного нападения противника;
Видео (кликните для воспроизведения). |
обеспечение маскировки и укрытия вооружения и техники, а также личного состава, минимальных затрат на инженерное оборудование;
отсутствие радиационного, химического, биологического (бактериологического) заражения и минирования местности;
рассредоточенное размещение элементов СППМ;
обеспечение надежной охраны и обороны;
наличие скрытых путей подхода и передвижения, обеспечивающих быстрый выход ремонтно-восстановительных органов из района.
Кроме того, должны соблюдаться технологические требования: возможность размещения элементов СППМ в соответствии с технологическим процессом ремонта вооружения и техники; наличие источников воды; возможность использования местной промышленной (ремонтной) базы и источников электроэнергии; наличие дорог или участков местности, обеспечивающих испытания вооружения и техники после ремонта; возможность ведения сварочных и других тепловых работ с наименьшими затратами на маскировку.
Начальником СППМ, как правило, является командир организовавшей его ремонтно-восстановительной части (подразделения).
308. По прибытии основных сил и средств ремонтно-восстановительных подразделений (частей) на СППМ, как правило, оборудуются: участок для приема вооружения и техники, включающий пункт специальной обработки (контрольно-распределительный пост, площадку специальной обработки, пост извлечения пораженных из состава экипажа (расчета), площадку для вооружения и техники с высокими уровнями заражения) и пункт приема вооружения и техники в ремонт (посты мойки, извлечения ракет и боеприпасов, осмотра, площадку для вооружения и техники, ожидающей ремонта); участки для ремонта вооружения и техники и специальных работ, включающие площадки для монтажно-демонтажных работ на ремонтируемых и отдельно на списанных образцах; участок для размещения отремонтированных вооружения и техники, на котором осуществляется приведение их в готовность к использованию (боевому применению) и возвращению в части (подразделения); участок для расположения подразделений обслуживания (обеспечения); места для хранения боеприпасов, военно-технического имущества, горючего, смазочных и других эксплуатационных материалов и материальных средств; укрытия для личного состава, вооружения и техники и окопы для обороны СППМ; трасса (участок местности) для пробеговых испытаний; участки испытаний (выверки и пристрелки) основного вооружения и других систем образцов вооружения и техники. Степень оборудования участков, площадок, постов, мест укрытий и окопов определяется исходя из условий конкретной обстановки, возможностей ремонтных подразделений, развернутых на СППМ, и наличия других сил и средств.
На комплексном СППМ отдельные элементы могут быть совмещенными для всех (нескольких) видов ВВТ.
Ремонтная (эвакуационная) часть (подразделение) располагается в районе СППМ рассредоточено.
309. На СППМ производятся: контроль зараженности, чистка (мойка) и при необходимости специальная обработка машин; приемка и распределение машин по техническому состоянию, типам и маркам, установка их на соответствующие площадки; ремонт поврежденных машин; подготовка машин к последующей эвакуации, в том числе для транспортирования к железнодорожным станциям (портам) для отправки в тыл страны; разборка списанных машин на агрегаты, узлы и детали; передача ремонтным (эвакуационным) частям (подразделениям) старшего начальника машин, которые не могут быть отремонтированы средствами подразделения (части), организовавшей СППМ; учет и передача поврежденных машин, агрегатов, запасных частей, материалов и металлолома.
310. Ремонт машин на СППМ организуется и проводится круглосуточно, посменно, при максимальном использовании возможностей штатных и приданных сил и средств ремонта. Все работы на СППМ выполняются с соблюдением маскировки. Сварочные, кузнечные и другие тепловые работы в темное время суток проводятся в палатках, под брезентом и в других укрытиях.
311. Охрана и оборона СППМ организуются его начальником и осуществляются силами и средствами ремонтной (эвакуационной) части (подразделения) с привлечением водителей (механиков-водителей) машин, доставленных на СППМ. В необходимых случаях решением командира соединения (части) для усиления охраны и обороны могут выделяться общевойсковые или специальные подразделения. В соответствии со складывающейся обстановкой осуществляется необходимый маневр силами и средствами ремонта и эвакуации техники.
При перемещении ремонтной (эвакуационной) части (подразделения) начальник СППМ, оставляя необходимые силы, организует охрану оставшихся машин до прихода ремонтных (эвакуационных) частей (подразделений) старшего начальника.
312. Автомобильная техника, поступившая на СППМ, учитывается по книге учета машин, поступивших на СППМ (приложение 14).
Машины, сданные (собранные) на СППМ части (соединения), после ремонта возвращаются в свои подразделения (части) под расписку в книге учета машин, поступивших на СППМ.
Передача машин с СППМ в ремонтно-восстановительный орган своей части (соединения) оформляется под роспись приемщика в книге учета машин поступивших на СППМ.
При передаче нескольких машин, находящихся на СППМ объединения, соединения (части) или в других местах их сосредоточения эвакуационным (ремонтным) подразделениям (частям) старшего начальника, может быть составлен акт произвольной формы с перечислением типов, марок, индексов и номеров всех передаваемых машин с указанием их технического состояния.
Для учета, приема и передачи агрегатов, узлов, деталей и металлолома, получаемых после разборки списанных машин на армейских и фронтовых СППМ, оформляются и ведутся учетные документы по установленной форме.
313. Автомобильная техника, восстанавливаемая штатными ремонтно-восстановительными органами до соединения включительно, остается в списках (на учете) эксплуатирующих ее частей и, если нет на это особых указаний, после возвращения из ремонта приводятся в состояние готовности к использованию по назначению силами и средствами своих подразделений.
314. Автомобильная техника, которая не может быть восстановлена силами штатных ремонтных подразделений (частей) соединения, эвакуируется (транспортируется) и передается без водителей (механиков-водителей) в ремонтно-восстановительных органах старшего начальника для ремонта или хранения. При этом она исключается из списков (снимается с учета) соединения (части) и после ремонта распределяется по решению соответствующих начальников.
315. Документальное оформление передачи, сдачи в ремонт неисправной и приема после ремонта и учет отремонтированной автомобильной техники в соединениях (частях) осуществляется установленным в Вооруженных Силах Российской Федерации порядком.
316. Передвижные ремонтно-восстановительные органы развертываются в указанных им районах сосредоточения ремонтного фонда, работают до завершения его восстановления, после чего, если не последует на то иных указаний, перемещаются своим ходом с использованием временно придаваемого автомобильного транспорта или железнодорожным (водным) транспортом к новым местам размещения.
317. Текущий ремонт машин в процессе их использования по назначению и хранения не планируется.
Потребность в текущем ремонте устанавливается по фактическому техническому состоянию каждой машины при возникновении отказов и повреждений, на основании данных смотров (проверок), контрольно-технических осмотров и технического диагностирования, проводимых в соединениях (частях) в соответствии с установленной нормативными документами периодичностью, а также по результатам их осмотра командирами подразделений и (или) специалистами автомобильной службы при выходе из строя в боевой обстановке. Кроме того, необходимость в текущем ремонте может быть установлена при контроле технического состояния машин службой военной автомобильной инспекции, при их приеме и передаче, а также во время проведения инспекторских и других проверок соединения (части).
318. Потребность в текущих ремонтах машин определяется по результатам контроля технического состояния и технического диагностирования, проводимого в соответствии с годовым и месячными планами (приложения 15 и 16) и отражается в донесениях, представляемых по команде, а их выполнение организуется и осуществляется на основании приказа по части.
На основании указанных документов для конкретизации загрузки ремонтно-восстановительного органа в части разрабатываются план-задания ремонтному подразделению на месяц (приложение 17), а в самом этом подразделении — план-графики технического обслуживания и ремонта ВВТ на месяц (приложение 18).
319. Потребность в плановых ремонтах на расчетный срок эксплуатации машин (год, месяц, период обучения) прогнозируется, исходя из норм наработки (сроков службы), запаса ресурса до очередного ремонта и предстоящего его расхода, а в военное время, кроме того, исходя из предполагаемого выхода машин в ремонт вследствие их боевых повреждений.
Указанные данные используются для разработки производственного задания ремонтного органа части (соединения) на расчетный период (приложение 19).
320. В мирное время для машин, отработавших межремонтный ресурс (срок службы), фактическая необходимость в средних и капитальном ремонтах определяется на основе оценки их технического состояния, которая осуществляется комплексной технической комиссией соединения в соответствии с годовым планом технического диагностирования ВВТ, отработавших межремонтный ресурс (приложение 20).
На основании полученных результатов принимается решение на продолжение эксплуатации машин или определяется вид ремонта (технического обслуживания), момент его начала и место проведения, что находит отражение в корректировке план-задания ремонтной воинской части (приложение 19).
В соответствии с принятым решением, кроме того, вносятся корректировки в планы эксплуатации и ремонта ВВТ.
В ремонтной воинской части соединения на основе указанных документов составляются: план организационно-технических мероприятий на год (приложение 21); производственный план на год (приложение 22); план-график технического обслуживания и ремонта ВВТ на месяц (приложение 18).
321. Потребность в ремонтах машин, не осваиваемых войсковыми ремонтно-восстановительными органами, учитывается при планировании работы ремонтно-восстановительных органов объединений, военных округов, видов Вооруженных Сил Российской Федерации и Центра в порядке и по формам, устанавливаемым ГАБТУ МО РФ.
Планы распределения ремонтного фонда, требующего капитального ремонта для машин и агрегатов, а в военное время, кроме того, — среднего и капитального ремонта для поврежденных машин и капитального ремонта для их агрегатов, между автомобильными ремонтными предприятиями разрабатываются ГАБТУ МО РФ по территориальному признаку независимо от подчиненности этих предприятий. Выписки из планов доводятся до соответствующих органов управления и ремонтных предприятий по подчиненности и являются основанием для разработки плановых документов для этих ремонтно-восстановительных органов (годовой производственный план, план-заказ).
322. При техническом обеспечении боевых действий войск в соединении (части) планирование ремонта автомобильной техники осуществляется на основе уяснения задач автотехнического обеспечения, подлежащих решению в расчетный период, с учетом предполагаемого выхода машин из строя, наличия, состояния, производственных возможностей, обеспеченности автомобильным имуществом и принятого режима использования сил и средств автотехнического обеспечения, что находит отражение в предложениях начальника автомобильной службы в план технического обеспечения и пояснительной записке к нему и доводится до подчиненных частей (подразделений) и ремонтно-восстановительных органов путем отдачи распоряжений по техническому обеспечению, содержание которых регламентируется нормативными документами.
323. В объединениях вопросы планирования ремонта включаются составной частью в план их технического обеспечения и доводятся до войск директивами командующих по техническому обеспечению, а до ремонтно-восстановительных органов — путем отдачи распоряжений и в виде план-заданий. В особых условиях, при необходимости, вместо план-заданий могут выдаваться групповые наряды на определенный период.
324. Учет машин, требующих ремонта, осуществляется установленным порядком.
Техническое состояние этих машин фиксируется в оформляемой при контрольно-технических осмотрах и техническом диагностировании дефектовочной ведомости, прилагаемой к приемо-сдаточному документу, который при направлении машин в ремонтное подразделение своей части составляется в одном, а при передаче в ремонтно-восстановительные органы старших начальников — в трех экземплярах, утверждается командиром части и скрепляется мастичной гербовой печатью части.
В военное время вышедшая из строя автомобильная техника, кроме того, учитывается в соответствии с порядком регистрации автомобильной техники, поступившей на СППМ, который изложен в статье 314.
325. Принятые ремонтно-восстановительным органом машины регистрируются по установленной форме.
На каждую машину, поступившую в средний ремонт, оформляется дело ремонта, в котором должны находиться все документы, относящиеся к ее ремонту (наряд на ремонт, приемо-сдаточный документ, дефектовочная ведомость, копии накладных на полученное со склада автомобильное имущество, доверенность на получение машины из ремонта, акт приемки отремонтированной машины и др.).
326. Учет отремонтированных машин осуществляется установленным порядком и при их передаче частям (подразделениям), оформляется распиской выделенных от них приемщиков.
327. Отчетность по вопросам ремонта машин в мирное время осуществляется путем представления в сроки, установленные табелем срочных донесений, данных о выполнении месячных план-заданий, а также отчета о состоянии и работе соответствующих ремонтно-восстановительных органов за расчетный период.
В военное время с установленной старшим начальником периодичностью представляются по команде сводки (донесения) по автотехническому обеспечению установленной формы, в которых, наряду с другими вопросами отражаются данные по восстановлению ВВТ (в том числе и автомобильной техники), о состоянии ремонтно-восстановительных органов и местах размещения неосвоенного ремонтного фонда.
В отдельных случаях по особому указанию старших начальников представляется итоговое донесение (отчет) по техническому обеспечению с отражением обобщенных данных по осуществлению ремонта машин в ходе выполнения боевых задач, по объемам работ, выполненных за отчетный период и по дням (задачам), средней трудоемкости выполненных ремонтов и режимам использования ремонтно-восстановительных органов, а также по вопросам эвакуации и передачи поврежденных машин для восстановления силами и средствами старших начальников.
328. Ремонт машин общевойскового назначения организуют соответствующие начальники автомобильной службы, отдавая на основе принятого решения распоряжения о передаче ремонтного фонда подчиненным (приданным, поддерживающим) ремонтно-восстановительным органам и, кроме того, другим ремонтно-восстановительным органам по нарядам (планам, графикам), выдаваемым старшими начальниками автомобильной службы.
329. Машины, подлежащие текущему и первому среднему ремонтам направляются в ремонтные подразделения своей части на основании решения заместителя командира части по вооружению или ему соответствующего должностного лица, которое письменно фиксируется в книге осмотра (проверки) вооружения, военной техники и боеприпасов роты с указанием вида ремонта и сроков его выполнения.
В ходе боя (марша) ремонт машин осуществляется непосредственно в местах выхода их из строя (на маршрутах движения) или в ближайших укрытиях силами и средствами отделений технического обслуживания подразделений, ремонтно-эвакуационных и ремонтных групп (замыканий колонн), выделяемых от штатных ремонтно-восстановительных органов частей и соединений.
Машины, которые не могут быть отремонтированы в местах повреждения, эвакуируются на СППМ частей и соединений.
330. В средние и капитальный ремонты машины (агрегаты) направляются по нарядам, выдаваемым начальниками, которым подчинены ремонтно-восстановительные органы, назначенные для выполнения этих ремонтов.
Для направления машин в ремонтные предприятия военных округов, видов Вооруженных Сил Российской Федерации и Центра на основании утвержденного начальником ГАБТУ МО РФ годового плана ремонта наряды выдаются начальниками автомобильной службы военных округов (видов Вооруженных Сил Российской Федерации).
331. Преждевременно вышедшие из строя машины (агрегаты) в мирное время направляются в ремонт после расследования, которое назначается командиром части в течение трех суток с целью установления причин и виновных в нарушении правил эксплуатации автомобильной техники.
Право выдачи разрешений (нарядов) на средний и капитальный ремонт машин (агрегатов), не выработавших межремонтный ресурс (срок службы), после рассмотрения материалов расследования предоставляется:
начальникам автомобильной службы видов Вооруженных Сил Российской Федерации и военных округов — по частям, состоящих у них на учете;[1]
начальникам главных и центральных управлений Минобороны России — по непосредственно подчиненным частям.
Право выдачи разрешения на средний ремонт машин, не выработавших межремонтный ресурс (срок службы), в подчиненном ремонтно-восстановительном органе представляются также командиру соединения (части).
Решение о замене агрегата, преждевременно потребовавшего капитального ремонта (при текущем или среднем ремонте машины), принимается заместителем командира соединения по вооружению (начальником автомобильной службы).
332. Для получения наряда на ремонт машин (агрегатов) командир части в пятидневный срок со дня выхода их из строя представляет по команде в довольствующий орган автомобильной службы ходатайство с приложением двух экземпляров документов установленной формы, отражающих техническое состояние машины, формуляра (паспорта) машины, заполненного по состоянию на последний день ее работы, и, если машина (агрегат) вышла из строя раньше установленного срока — материалов расследования причин и принятых мерах.
333. Наряд на ремонт выписывается в четырех экземплярах после проверки всех представленных частью документов. Первый и третий экземпляры наряда с приложением к ним одного экземпляра документа, отражающего техническое состояние машины, и формуляра (паспорта) сдаются в ремонтно-восстановительный орган и служат основанием для приемки машины (агрегата) в ремонт, второй остается в части как основание для постановки на учет машины (агрегата), полученной из ремонтно-восстановительного органа, а четвертый хранится вместе с актом технического состояния в довольствующем органе автомобильной службы, выдавшем наряд.
334. Отправку машин (агрегатов) в ремонт организует заместитель командира части по вооружению (начальник автомобильной службы). Работы по подготовке машин к отправке выполняются в подразделениях, эксплуатирующих машину, силами экипажа (водителя).
Все машины (агрегаты), отправляемые в средний и капитальный ремонт, по комплектности и техническому состоянию должны соответствовать требованиям нормативно-технических документов на сдачу их в ремонт. Подмена агрегатов, механизмов, узлов, приборов, а также шин пришедшими в негодность запрещается.
335. Агрегаты отправляются в капитальный ремонт (из ремонта) в упаковке (таре), обеспечивающей их сохранность. Допускается отправка агрегатов на автомобилях без упаковки. При этом двигатели перевозятся на специальных подставках, а остальные агрегаты укладываются с расчетом предотвращения их повреждения.
336. Отправка машин в ремонт на расстояние до 1000 км осуществляется своим ходом или на буксире с применением транспорта (средств эвакуации) частей (соединений), сдающих машины в ремонт.
При отправке машин в ремонтно-восстановительный орган по железной дороге (речным, морским путем) одновременно с выдачей наряда на ремонт осуществляется заказ транспорта, время подачи которого сообщается отправителю. Доставка к железнодорожной станции (порту), погрузка отправляемых в ремонт машин на транспорт осуществляется силами и средствами частей, а их разгрузка в пункте назначения и доставка к месту хранения ремонтного фонда — силами и средствами ремонтно-восстановительного органа. Аналогично осуществляется погрузка (выгрузка) транспортов при отправке отремонтированных машин заказчикам.
Об отправке машин часть в трехдневный срок направляет извещение по почте в адрес ремонтно-восстановительного органа, который, в свою очередь, по прибытии транспорта с машиной ремонтного фонда извещает об этом отправителя по почте в те же сроки.
337. Требующие ремонта агрегаты передаются для капитального ремонта в органы снабжения автомобильным имуществом или на обменные пункты агрегатов, которые организуются и развертываются в назначенных местах агрегаторемонтными частями (предприятиями, автомобильными складами).
338. Выполнение ремонтных работ производится в соответствии с технологической документацией, предусматривающей определенную последовательность операций, установленную для данного вида ремонта. При этом замена (ремонт) агрегатов, узлов и деталей машин осуществляется по фактическому техническому состоянию, основываясь на результатах их инструментальной дефектации.
339. Технологический процесс и размещение оборудования для ремонта машин в ремонтно-восстановительном органе осуществляется с учетом типовой схемы, особенностей развертывания на местности и других условий работы, обеспечивая при этом в максимальной степени качественное восстановление машин, их агрегатов, механизмов, узлов, приборов и деталей.
341. При отправке десяти и более автомобилей или пяти и более гусеничных (многоосных) машин начальником команды назначается офицер.
На представителя, сдающего машину в ремонт, возлагается: предъявление документации на машину; обеспечение оперативного устранения замечаний к состоянию документации и машины; участие в оформлении приемо-сдаточных документов и их подписании.
342. Сдатчик (приемщик) — представитель части обязан: знать техническое состояние и комплектность сдаваемых (принимаемых) машин; знать порядок сдачи машин в ремонт и приемки из ремонта; знать положения нормативно-технических документами на сдачу машин в ремонт и выдачу их из ремонта; организовать охрану машин, сдаваемых в ремонт (принятых из ремонта); принимая от подразделений машины, подлежащие отправке в ремонт, проверять их техническое состояние, комплектность, соответствие сопроводительным документам, а также наличие и правильность оформления этих документов (нарядов на ремонт, приемо-сдаточных документов и формуляров или паспортов); сдать машины в ремонт или принять из ремонта, по прибытии в часть доложить заместителю командира воинской части по вооружению (начальнику автомобильной службы) о выполнении задания и передать ему документы; в случае заражения машин в пути следования принять меры по их специальной обработке, а по прибытии в пункт назначения немедленно доложить об этом по команде.
343. В военное время передача машин, неохваченных ремонтом в соединении (части), может осуществляться на местах выхода из строя или в ближайших укрытиях, на путях эвакуации или других пунктах, назначенных старшими начальниками. Сдача машин осуществляется в соответствии с распоряжениями заместителя командира (командующего) по вооружению, начальников других вышестоящих органов (служб) или по выписанным ими нарядам.
На каждую машину, учитываемую по номеру и техническому состоянию, сдаваемую в ремонтную (эвакуационную) часть, представителями части (соединения) и ремонтной (эвакуационной) части составляется приемо-сдаточный документ, установленной формы, который командиром части (соединения) может не утверждаться.
При отсутствии представителя части (соединения) этот документ составляется в одностороннем порядке представителями принимающих ремонтных (эвакуационных) частей (подразделений).
344. Машина считается сданной (принятой) в ремонт после подписания представителем ремонтного подразделения (части) соответствующего приемо-сдаточного документа, один экземпляр которого остается у сдатчика. После документального оформления сдачи ответственность за состояние машины несет командир ремонтного подразделения (части).
345. Доставленные к месту ремонта машины (агрегаты) принимаются от сдатчика представителем ремонтно-восстановительного органа в соответствии с требованиями нормативно-технических документов.
Машины (агрегаты), прибывшие железнодорожным (морским, речным) транспортом под охраной Министерства путей сообщения принимаются в присутствии представителя железной дороги (пароходства) с оформлением установленных документов. При этом до разгрузки наружным осмотром проверяются состояние и комплектность машин (агрегатов), исправность пломб, соответствие оттисков и количества пломб указанным в транспортном документе и повагонной описи. При обнаружении нарушения пломбировки, несоответствия наименований или количества мест данным, указанным в транспортном документе, а также повреждений и некомплектности машин (агрегатов) составляется двухсторонний коммерческий акт в соответствии с требованиями Устава железных дорог (речного, морского флота).
346. Поступившие в ремонтно-восстановительный орган машины должны быть приняты в ремонт в течение двух суток при наличии сдатчика и трех суток при доставке их железнодорожным (морским, речным) транспортом в соответствии с техническими условиями на сдачу и получение машин из ремонта.
347. По результатам приемки оформляются в трех экземплярах двухсторонние приемо-сдаточные документы, скрепляемые подписями представителя ремонтно-восстановительного органа, сдатчика (при отсутствии последнего — представителя незаинтересованной стороны) и мастичной гербовой печатью ремонтно-восстановительного органа. В них отражаются выявленные недостатки в комплектности, факты подмены агрегатов и других составных частей машины.
Первый и третий экземпляры приемо-сдаточного документа вместе с нарядом на ремонт и формуляром (паспортом) остаются в ремонтно-восстановительном органе, а второй через сдатчика или почтой направляется в воинскую часть с указанием срока возврата машины (агрегата) из ремонта.
348. Машины (агрегаты), не соответствующие требованиям нормативно-технических документов, могут быть приняты только на ответственное хранение, о чем не позднее, чем через три дня после приемки, в воинскую часть направляется уведомление об отказе приема машины (агрегата) в ремонт и второй экземпляр приемо-сдаточного документа с указанием причин отказа в приеме в ремонт. Одновременно копия уведомления направляется начальнику, выдавшему наряд на ремонт машины (агрегата).
Командир части по получении уведомления в месячный срок принимает административные меры к завершению сдачи машины (агрегата) в ремонт. По истечении указанного срока командир (начальник) ремонтно-восстановительного органа докладывает начальнику, выдавшему наряд, для принятия мер, если сдача машины (агрегата) не будет завершена.
Виновные в сдаче (отправке) в ремонт машин (агрегатов), не соответствующих требованиям нормативно-технических документов, несут ответственность в установленном порядке.
349. В ходе боевых действий прием машин в ремонтно-восстановительные органы подразделений и частей осуществляется по распоряжениям соответствующих заместителей командиров по вооружению (начальников автомобильной службы), а в ремонтно-восстановительный орган соединения — осуществляется, кроме того, по нарядам, выданным соответствующими службами.
350. Выдача машин (агрегатов) из ремонта производится на основании доверенности на получение и приемо-сдаточного документа, составленного при сдаче их в ремонт. При передаче машины (агрегата) после ремонта составляется приемо-сдаточный документ отремонтированной машины по установленной форме. После заполнения соответствующих разделов этого документа один его экземпляр передается под роспись представителю заказчика.
351. Выдаваемые из ремонта машины (агрегаты) предъявляются представителю заказчика для осмотра и проверки (без вскрытия и разборки агрегатов).
При этом фиксируются: внешнее состояние, комплектность, качество сборки и отделки машины (агрегата), наличие клейм отдела технического контроля и пломб на топливной аппаратуре, спидометре (счетчике моточасов) и его приводе; наличие, полнота и правильность заверенных печатью записей в формуляре (паспорте) о проведенном ремонте, дате выпуска из ремонта, новых номеров составных частей, подлежащих пономерному учету; наличие инструкций по обкатке и эксплуатации отремонтированной машины (двигателя, гидромеханической трансмиссии).
Представителю заказчика предоставляется право провести испытание машины пробегом на 3 км или на обкаточно-диагностическом стенде, а агрегатов — на контрольно-испытательных стендах по режимам приемосдаточных испытаний; ознакомиться с записями в журналах (протоколах) испытания машин (агрегатов).
В случае обнаружения представителем заказчика каких-либо дефектов и неисправностей машины (агрегата) или ее некомплектности командир ремонтно-восстановительного органа обязан устранить все недостатки.
352. При отгрузке машины (агрегата) на транспорт без приемки ее представителем заказчика ремонтно-восстановительный орган обязан в двухдневный срок отправить в воинскую часть один экземпляр оформленного приемо-сдаточного документа отремонтированной машины, а также формуляр (паспорт) машины.
Заказчик в трехдневный срок с момента поступления документов и отремонтированной машины (агрегата) должен произвести приемку, составить, полностью оформить и заверить гербовой печатью воинской части приемо-сдаточный документ, который должен быть направлен в ремонтно-восстановительный орган в качестве основания для отметки в производственных документах и доклада старшему начальнику о выполнении наряда на ремонт.
353. В военное время возвращение из войсковых ремонтно-восстановительных органов отремонтированных машин в воинские части осуществляется, как правило, своим ходом в составе смешанных групп вооружения и военной техники, комплектуемых под командой представителя части (ремонтно-восстановительного органа) и усиливаемых, при необходимости, общевойсковыми подразделениями сопровождения.
Передача машин в части подтверждается росписью приемщика в установленных документах, ведущихся в ремонтно-восстановительном органе и части (подразделении). Кроме того, приемщиком подписываются приемо-сдаточные документы, составляемые в РВО в случае замены на машине агрегатов и систем, учитываемых по номерам и техническому состоянию.
Приемка автомобилей и агрегатов в ремонт и их хранение.
Предприятие, эксплуатирующее автомобили (заказчик), направляет и сдает подлежащие ремонту автомобили и агрегаты, руководствуясь существующими положениями, а АРП принимает их на основании тех же положений. Технические условия на сдачу автомобилей и агрегатов в капитальный ремонт должны соответствовать требованиям ГОСТов и руководствам на капитальный ремонт.
Заказчик сдает в ремонт автомобили и агрегаты, выработавшие установленный ресурс, достигшие предельного состояния и имеющие аварийные повреждения, которые могут устраняться только на предприятиях по капитальному ремонту при наличии соответствующего акта; достигшие предельного состояния, но не выработавшие установленного ресурса с приложением соответствующего акта.
Автомобили и агрегаты, направляемые в ремонт, должны быть комплектными и иметь лишь те неисправности, которые возникли в результате естественного износа деталей.
Для грузовых автомобилей и их агрегатов установлены первая и вторая комплектность; для автобусов и легковых автомобилей — только первая; силовых агрегатов (двигатель с коробкой передач и сцеплением) — первая; дизелей — первая; для карбюраторных двигателей — первая и вторая. Все остальные агрегаты автомобиля имеют только одну комплектность.
Автомобиль первой комплектности — это автомобиль со всеми составными частями, включая запасное колесо. Автомобили второй комплектности сдают в ремонт без платформы, металлических кузовов и специального оборудования.
Двигатель первой комплектности — это двигатель в сборе со всеми составными частями, установленными на нем, включая сцепление, компрессор, вентилятор, насос гидроусилителя рулевого управления, топливную аппаратуру, приборы системы охлаждения и смазочной системы, воздухоочиститель, электрооборудование и т. п. Двигатель второй комплектности — это двигатель в сборе со сцеплением, но без других составных частей, устанавливаемых на нем.
В отдельных случаях (как исключение) АРП может принимать в ремонт автомобили и агрегаты в комплектности, отличной от установленной. При этом доукомплектование их производится по калькуляции ремонтного предприятия, согласованной с заказчиком. Автомобили и агрегаты, выработавшие свой ресурс, но не достигшие предельного состояния, не подлежат капитальному ремонту.
В капитальный ремонт не принимаются: грузовые автомобили, если их кабины и рамы подлежат списанию; автобусы и легковые автомобили, если их кузова не могут быть восстановлены; агрегаты и узлы, у которых базовые или основные детали подлежат списанию.
Наружные поверхности автомобилей и агрегатов должны быть очищены от грязи. Автомобили и агрегаты не должны иметь деталей, которые отремонтированы способами, исключающими возможность последующего их использования или ремонта и иметь годные к эксплуатации аккумуляторы и шины. Все сборочные единицы, детали и приборы должны быть закреплены на машине в соответствии с его конструкцией.
Ресурсы автомобилей до первого капитального ремонта.
Техническое состояние автомобилей, сдаваемых в КР, должно обеспечивать, как правило, возможность запуска двигателя и испытания пробегом до 3 км. Автомобиль, имеющий повреждения аварийного характера или неисправности, при которых запуск двигателя и движение его невозможно или могут повлечь дальнейшее разрушение деталей, сдается в КР не на ходу.
Техническое состояние агрегатов осуществляется на контрольно-испытательных стендах. Для определения технического состояния автомобилей и агрегатов необходимо использовать средства диагностирования. Результатом диагностирования является заключение о техническом состоянии автомобилей и агрегатов с указанием места, вида и причины дефекта.
При приемке автомобиля в ремонт составляется приемо-сдаточный акт по установленной форме в трех экземплярах. В акте отмечается техническое состояние и комплектность сдаваемого в ремонт объекта. Акт подписывается представителями АРП и заказчика. Первый и третий экземпляры акта остаются на ремонтном предприятии, а второй выдается заказчику.
Сборочные единицы, сдаваемые в ремонт отдельно, должны иметь справку, подтверждающую необходимость капитального ремонта, составленную заказчиком.
Двигатели и их сборочные единицы сдаются в КР согласно с требованиями ГОСТов и техническими условиями на ремонт. Сдаваемые в ремонт двигатели должны быть укомплектованы сборочными единицами и деталями, предусмотренными конструкцией. Отклонение в комплектности двигателей допускается в пределах конструктивных изменений, внесенных в данную модель организацией-разработчиком. Допускается отсутствие на двигателях и сборочных единицах отдельных крепежных деталей (болтов, гаек, шпилек) и мелких деталей (колпачков и т.п.).
Двигатели и их сборочные единицы не должны иметь деталей, отремонтированных способами, исключающими последующее их использование или ремонт; должны быть очищены и вымыты снаружи, а смазка и вода — слиты. Все отверстия, через которые могут проникнуть атмосферные осадки и пыль во внутренние полости двигателей и их сборочных единиц, должны быть закрыты крышками или пробками-заглушками.
Наружные неокрашенные металлические поверхности предохраняются от коррозии противокоррозионной смазкой. Тара и транспортные средства, применяемые для перевозки двигателей и сборочных единиц, должны обеспечивать их сохранность.
К каждому двигателю и отдельно сдаваемому топливному насосу прилагаются паспорт и справка, подтверждающая необходимость проведения капитального ремонта.
Процесс приема автомобиля в ремонт состоит из следующих стадий:
— предварительный технический осмотр и выявление комплектности;
— наружная мойка;
— окончательный технический осмотр.
Ремонтному предприятию предоставляется право при приемке вскрывать любую сборочную единицу.
Если машина или сборочная единица не отвечает техническим условиям на приемку, то она в капитальный ремонт не принимается, но может быть принята в восстановительный ремонт. Принятые в ремонт автомобили и агрегаты отправляются на склад ремонтного фонда, где и хранятся до поступления в ремонт. Ремонтный фонд (автомобили и агрегаты) можно хранить под навесами на площадках с твердым покрытием. Склады ремонтного фонда должны быть оборудованы (с учетом вида изделия и программы производства) стеллажами, в том числе многоярусными, монорельсами, кранами-штабелерами, обеспечивающими возможность установки, снятия и транспортирования ремонтного фонда. Топливную аппаратуру и электрооборудование хранят в закрытых вентилируемых помещениях. Не допускается совместное хранение топливной аппаратуры, электрооборудования и веществ, вызывающих коррозию.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Источники:
- Покрышкин, В. Автомобили Hyundai Elantra, Lantra, Elantra XD. Бензиновые двигатели 1,6; 1,8; 2,0 л. Практическое руководство / В. Покрышкин. — М.: Сверчок Ъ, 2015. — 248 c.
- Ламака, Ф. И. Лабораторно-практические работы по устройству грузовых автомобилей. Учебное пособие / Ф.И. Ламака. — М.: Academia, 2015. — 224 c.
Здравствуйте! Представляюсь на нашем сайте. Я Василий Логов. Я уже более 8 лет работаю автомехаником. Я считаю, что являюсь специалистом в этом направлении, хочу подсказать всем посетителям сайта как решать сложные и не очень задачи.
Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.