Содержание
1. Техническое обслуживание и ремонт
Уборочно-моечные работы
Контрольно-диагностические работы
Крепежные работы
Регулировочные работы
Электротехнические работы
Работы по системе питания
Заправочные, смазочные работы
Периодическое техническое обслуживание
Ремонт узлов, систем и агрегатов (в том числе аккумуляторных батарей)
Кузовные работы (в том числе: жестяницко-сварочные, арматурные, обойные, окрасочные и др.)
Шиномонтажные, шиноремонтные, ремонт камер
Слесарно-механические работы
Медницкие работы
2. Прочие работы и услуги
Предпродажная подготовка
Диагностирование агрегатов, узлов и систем автотранспортных средств
Подготовка автотранспортных средств к годовому техническому осмотру с выдачей справки для ГАИ
Замена кузовов и агрегатов
Гарантийное обслуживание
Гарантийный ремонт по договорам с предприятиями-изготовителями
Восстановление агрегатов, узлов и деталей
Подготовка к сезонной эксплуатации
Отработка и антикоррозийное покрытие, консервация
Пошив и установка чехлов
Оказание технической помощи по месту стоянки
Доставка неисправных автотранспортных средств к месту их ремонта или стоянок
Оказание технической помощи, в том числе в местах проведения органами ГАИ техосмотров
Абонементное обслуживание
Предоставление постов самообслуживания
Хранение автотранспортных средств на платных стоянках
Продажа автотранспортных средств
Продажа запасных частей
Продажа инструментов, принадлежностей и средств для ухода
Комиссионная торговля автотранспортными средствами
Комиссионная торговля деталями, узлами, агрегатами
Скупка деталей, узлов, агрегатов, автотранспортных средств
Прием отработавших аккумуляторных батарей
Прием предварительных заявок на текущий ремонт и техническое обслуживание
Проведение консультаций по вопросам технического обслуживания, ремонта, хранения и эксплуатации
Составление расчетов стоимости ремонта после аварии
На предприятиях могут внедряться новые виды услуг и работ, а также формы организации производства.
Приложение 2
Обязательное
Правила приемки и выдачи легковых автомобилей автообслуживающим предприятием
1. Приемка и выдача автомобиля проводятся, как правило, на специализированном посту (участке).
2. Приемка и выдача автомобиля производится в присутствии заказчика или его представителя.
3. При приемке выполняются следующие виды работ:
— проверка соответствия номерных данных автомобиля данным, записанным в техническом паспорте;
— контрольный осмотр автомобиля;
— определение и согласование с заказчиком объема, стоимости и сроков выполнения работ;
— оформление первичной документации.
4. Контрольный осмотр при приемке автомобиля предусматривает:
— осмотр автомобиля в соответствии с заявленными владельцам и видами работ;
— осмотр с целью определения общего технического состояния автомобиля;
— проверка комплектности автомобиля.
4.1. Контрольный осмотр с целью определения общего технического состояния автомобиля включает, в обязательном порядке, проверку агрегатов, узлов и систем, влияющих на безопасность дорожного движения.
Проверяются осмотром и опробованием:
— герметичность систем питания, смазки, охлаждения, привода тормозов и сцепления;
— действие приборов освещения, световой и звуковой сигнализации;
— техническое состояние колес и шин (трещин и вмятин дисков колес, разрывов и вздутий шин);
— отсутствие механических повреждений и люфтов в шарнирных соединениях рулевого механизма и его привода, рулевых тяг, рычагов и пружин (рессор) подвесок;
— исправность тормозов: ручного (по количеству щелчков фиксирующего механизма) и рабочего (по отсутствию провала педали тормоза), а также отсутствие механических повреждений трубопроводов и шлангов тормозной системы;
— техническое состояние стекол;
— исправность замков дверей, ремней безопасности, регулирующих устройств сидений, зеркал заднего вида;
— действие стеклоочистителей ветрового стекла и фар, действие омывателей ветрового стекла, фар, обогревателя и стеклоочистителя заднего стекла;
— уровень жидкости в бачках тормозной системы сцепления;
— действие дополнительных устройств и специальных механизмов на автомобилях инвалидных модификаций.
4.2. Дополнительные работы по определению технического состояния:
— проверка кузова: наличие царапин, трещин, вмятин, вспучивание краски; наличие дефектов обивки салона и сидений;
— проверка двигателя: устойчивость работы на разных режимах, наличие посторонних стуков и шумов;
— проверка аккумуляторной батареи: наличие трещин, подтеканий;
— проверка коробки передач, ведущего моста, раздаточной коробки, карданного вала, приводных валов; наличие механических повреждений картеров, потеря герметичности уплотнений.
4.3. Проверка комплектности автомобиля.
4.3.1. Автомобиль, поступающий в ТО или ремонт (кроме жестяницко-сварочных работ), должен быть, как правило, в комплектности предприятия-изготовителя, с наличием топлива не менее 1/4 бака.
По согласованию с руководством предприятия автотехобслуживания допускается приемка в ремонт частично разобранных автомобилей, а также отдельных узлов и агрегатов (в т.ч. отдельных кузовов); наличие деталей и приспособлений, превышающих комплектность предприятия-изготовителя (дополнительные фары, багажник и др.), что регистрируется в приемо-сдаточном акте.
5. Для получения объективной оценки технического состояния автомобиля и предстоящего объема работ, при согласии заказчика и за его счет, автомобиль может быть направлен на диагностирование, после чего выдается контрольно-диагностическая карта (приложение 7).
6. Техническое состояние автомобиля, принимаемого в ТО и ремонт, должно соответствовать требованиям, изложенным в приложении 3.
7. Приемка в ремонт кузовов и кузовных деталей осуществляется в соответствии с требованиями РД 37.009.024-92.
8. Выдача автомобиля производится мастером-приемщиком после контроля ОТК полноты и качества выполненных работ.
9. Контрольный осмотр при выдаче автомобиля предусматривает:
— контрольный осмотр автомобиля в соответствии с выполненными работами по ТО или ремонту;
— контрольный осмотр с целью обеспечения безопасности дорожного движения;
— проверку комплектности автомобиля.
11. Техническое состояние автомобиля, выпускаемого из ТО или ремонта, должно соответствовать общим техническим требованиям, приведенным в приложении 4.
12. При получении автомобиля владелец за дополнительную оплату может потребовать проведение диагностирования с выдачей контрольно-диагностической карты.
Приложение 3
Обязательное
Договор №__
на техническое обслуживание и ремонт автомобильной техники
г. Москва 10 июня 2013 года
ООО «Иванов», именуемое в дальнейшем «Исполнитель», в лице генерального директора Иванова И.И., действующего на основании Устава, и ООО «Петров», именуемое в дальнейшем «Заказчик», в лице директора Петрова П.П., действующего на основании Устава, с другой стороны, заключили настоящий договор о следующем.
1. Предмет договора
1.1. Исполнитель принимает на себя обязательства:
— по ремонту и техническому обслуживанию принадлежащей Заказчику автомобильной техники (далее по тексту — автомобилей) в период ее эксплуатации, включая предоставление необходимых запасных частей и расходных материалов;
— по продаже Заказчику по его заявке необходимых запасных частей, расходных материалов и аксессуаров;
— по ремонту автомобильных сигнализаций и аудио (видео) — аппаратуры, установленной непосредственно Исполнителем.
2. Порядок выполнения работ
2.1. Заявка на очередное техническое обслуживание или ремонт осуществляется уполномоченным представителем Заказчика по телефону (факсу) или письменно.
2.2. После осмотра автомобиля и составления ведомости дефектов Исполнитель информирует Заказчика об ориентировочной стоимости и сроках выполнения работ (оказания услуг) по техобслуживанию и ремонту (включая стоимость запчастей, аксессуаров и расходных материалов) до принятия автомобиля на техобслуживание и ремонт.
2.3. Окончательная стоимость работ (услуг) и срок их выполнения (оказания) фиксируются в заказ-наряде при приемке автомобиля Исполнителем на техобслуживание и ремонт, и заверяются подписями ответственных лиц Заказчика и Исполнителя, права подписи которых оформлены распорядительным письмом или доверенностью.
2.4. В случае отсутствия на складе Исполнителя запасных частей, требуемых для ремонта, Исполнителем после согласования с Заказчиком сроков и цен оформляется заявка на поставку с завода-изготовителя необходимых запасных частей. После получения запасных частей Исполнитель согласовывает с Заказчиком срок повторного предъявления автомобиля на техническое обслуживание или ремонт.
2.5. В случае выявления в ходе техобслуживания или ремонта по заявке Заказчика каких-либо дополнительных, не отмеченных в заявке, неисправностей, влияющих на безопасность дорожного движения, Исполнитель незамедлительно информирует об этом Заказчика с указанием ориентировочной стоимости устранения неисправностей. Заказчик без промедления обязан принять решение о необходимости выполнения указанных работ (оказания услуг) и сообщить об этом Исполнителю по факсу или письменно. Неисправность устраняется с составлением дополнительного заказ-наряда в ходе работ (услуг) по выполнению основной заявки при наличии необходимых запчастей и материалов на складе Исполнителя.
2.7. В случае отказа Заказчика от проведения отдельных работ (оказания услуг), которые, по мнению Исполнителя, необходимо произвести (оказать) на автомобиле Заказчика, Исполнитель делает отметку в заказ-наряде об отказе за подписью Заказчика.
2.8. При получении автомобиля из ремонта Заказчик обязан проверить его комплектность, объем и качество выполненных работ, а также исправность узлов и агрегатов, подвергшихся ремонту. Одновременно Исполнитель передает Заказчику счет (наряд), счет-фактуру на выполненные работы.
2.9. При получении автомобиля после ТО, проводимого по «Графику планового ТО автомобилей», Исполнитель передает Заказчику информацию (заполняет раздел «Рекомендации заказ-наряда») о выявленных недостатках, не влияющих на безопасность дорожного движения и марках заправленных масел и жидкостей.
3. Права и обязанности сторон
3.1. Исполнитель обязуется:
3.1.1. Обеспечить качественное и своевременное проведение технического обслуживания и ремонта автомобилей Заказчика.
3.1.2. Обеспечить необходимые гарантии на произведенные работы (оказанные услуги) и установленные запчасти, приобретенные у Исполнителя, в соответствии с п.п. 6.1., 6.2. настоящего договора.
3.1.3. Выполнять работы (оказывать услуги) в объеме, установленном эксплуатационными и ремонтными нормами и рекомендациями завода-изготовителя.
3.1.4. Предоставить Заказчику перечни и объемы видов работ (услуг), выполняемых (оказываемых) при различных категориях технического обслуживания автомобилей, нормы времени на основные виды ремонтных работ и категории технического обслуживания.
3.1.5. Допускать представителей Заказчика в основные производственные помещения в соответствии с Перечнем участков, определенных администрацией Исполнителя.
3.2. В случае наличия у Заказчика задолженности по оплате работ (услуг) Исполнителя за ранее проведенные техническое обслуживание и/или ремонт автомобилей Заказчика на сумму более 10 000 (Десяти тысяч) рублей, Исполнитель вправе удерживать автомобили Заказчика, поступившие для проведения технического обслуживания и ремонта, до момента полного погашения Заказчиком задолженности перед Исполнителем за ранее выполненные работы (оказанные услуги) по Договору.
3.3. Заказчик обязуется:
3.3.1. Передавать автомобили на техническое обслуживание и ремонт в соответствии с графиком или в предварительно согласованное с Исполнителем время. Срочная постановка автомобилей на ремонт согласовывается по телефону.
3.3.2. В течение 3 (Трех) рабочих дней оплачивать счета выставленные Исполнителем за выполненные работы (оказанные услуги) и проданные Заказчику по его заявке запасные части, расходные материалы и аксессуары, или по желанию Заказчика производить авансовую оплату работ (услуг).
3.3.3. В течение 1 (Одного) рабочего дня с даты получения извещения от Исполнителя о готовности забирать готовый автомобиль из ремонта.
3.4. Заказчик имеет право на выборочное проведение работ (оказание услуг).
3.5. Заказчик имеет право самостоятельно устанавливать купленные у Исполнителя запасные части, расходные материалы с сохранением гарантийного срока на них.
Передача товара оформляется накладной, либо иным первичным учетным документом, форма которого утверждена учетной политикой Исполнителя, содержащего все обязательные реквизиты, предусмотренные федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», отражающего продажу (отпуск) товарно-материальных ценностей сторонним организациям, подписанной уполномоченными лицами Сторон. Право получения товара представителем Заказчика подтверждается надлежаще оформленной доверенностью.
3.6. Оказание дополнительных услуг (выполнение работ) проводится только по согласованию с Заказчиком.
4. Стоимость работ (услуг) и порядок расчетов
4.1. Стоимость материалов и запасных частей указываются в заказ-наряде (акте приемки-сдачи работ (услуг) и в счетах (нарядах), выдаваемых после выполнения работ (оказания услуг) Заказчику, с учетом НДС. Стоимость работ (услуг) (с НДС), определяется согласно тарифам, установленным Исполнителем и норм времени на ремонтные работы и категории технического обслуживания. Оплата стоимости работ (услуг) Заказчиком производится в течение 3 (Трех) банковских дней со дня получения от Исполнителя счета (наряда).
4.2. Цены (с НДС) на выполнение различных видов работ (оказание услуг), на запасные части, аксессуары и расходные материалы (с НДС) устанавливаются в рублях.
4.3. Работы по восстановлению кузова и другие жестяные и покрасочные работы автомобилей оформляются отдельным заказ-нарядом, калькулируются Исполнителем отдельно и подлежат оплате Заказчиком по отдельному счету (наряду), согласно условиям п. 4.2. настоящего Договора.
5. Ответственность сторон
5.1. При невыполнении Заказчиком обязательств согласно п. 4.1. настоящего Договора, Исполнитель имеет право приостановить выполнение работ (оказание услуг) по ремонту и техническому обслуживанию. При этом стоимость выполненных работ (оказанных услуг) Заказчик оплачивает полностью.
5.2. Исполнитель несет ответственность за сохранность автомобиля, содержимое салона и багажника только при нахождении автомобиля в ремонтной зоне. После передачи автомобиля Заказчику и выезда его за пределы ремонтной зоны Исполнитель не несет ответственность за сохранность автомобиля Заказчика.
6. Гарантийные обязательства
6.1. Исполнитель обеспечивает качество проводимого технического обслуживания и ремонта автомобилей Заказчика. Гарантия на выполненные Исполнителем работы (оказанные услуги) действует в течение одного месяца со дня приемки автомобиля Заказчиком.
6.2. Гарантии на установленные запчасти, приобретенные у Исполнителя, действуют в соответствии с техдокументацией на них или в течение месяца со дня установки, если гарантия не оговорена в техдокументации.
6.4. Исполнитель обеспечивает гарантию на запасные части оригинального производства в течение срока, установленного документацией на них.
7. Порядок разрешения споров
7.1. Претензии по качеству выполненных работ (оказанных услуг) решаются Сторонами в индивидуальном порядке по каждой позиции произведенных работ (оказанных услуг).
7.2. Споры по настоящему договору рассматриваются в третейском суде при Торгово-промышленной палате Московской области.
8. Форс-мажор
8.1. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или неполное исполнение обязательств по настоящему Договору, если оно явилось следствием форс-мажорных обстоятельств (стихийные бедствия, правительственные акты и другие причины, неподконтрольные сторонам), создающих невозможность выполнения обязательств по настоящему Договору. В случае действия вышеуказанных обстоятельств и их последствий свыше одного месяца, Стороны имеют право отказаться от дальнейшего выполнения взятых на себя обязательств и расторгнуть Договор. За 5 (Пять) рабочих дней до расторжения Договора Стороны осуществляют полный расчет по взаимным обязательствам и производят соответствующие выплаты.
9. Прочие условия
9.1. Срок действия Договора:
9.1.1. Настоящий Договор вступает в силу с момента его подписания обеими Сторонами и действует в течение одного года.
9.3. Все Приложения к настоящему договору являются его неотъемлемой частью и должны быть подписаны Сторонами.
9.4. Стороны обязуются незамедлительно информировать друг друга обо всех изменениях юридических адресов и банковских реквизитов.
10. Адреса и реквизиты
Перечень видов деятельности, в отношении которых по решению местных властей может применяться ЕНВД, установлен пунктом 2 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ. Одним из таких видов деятельности является ремонт, техобслуживание и мойка автомототранспортных средств (подп. 3 п. 2 ст. 346.26 НК РФ).
Условия применения ЕНВД
Организация может применять ЕНВД в отношении услуг по ремонту, техобслуживанию и мойке автомототранспортных средств, если эти услуги:
- оказываются организациям или гражданам на платной основе (абз. 9 ст. 346.27 НК РФ);
- классифицируются в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению по кодам 017100–017600 и соответствуют коду 50.20 по ОКВЭД (абз. 9 ст. 346.27 НК РФ, письма Минфина России от 21 марта 2013 г. № 03-11-11/112, от 22 июня 2010 г. № 03-11-09/49).
Например, на ЕНВД могут быть переведены услуги:
- по предпродажной подготовке автомобилей, оказываемые автосалонам (письмо Минфина России от 22 августа 2011 г. № 03-11-11/216);
- по ремонту, техобслуживанию и мойке автомототранспортных средств, оплаченные страховыми компаниями в счет сумм страховой выплаты страхователю (письмо Минфина России от 12 февраля 2008 г. № 03-11-04/3/63).
Кроме того, ЕНВД можно применять в отношении услуг по проведению технического осмотра автомототранспортных средств.
К услугам по ремонту, техобслуживанию и мойке автомототранспортных средств не относятся:
- гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание автомототранспортных средств;
- услуги по заправке транспортных средств;
- услуги по хранению автомототранспортных средств на платных и штрафных стоянках.
Об этом сказано в абзаце 9 статьи 346.27 Налогового кодекса РФ.
Применение ЕНВД при предоставлении услуг по ремонту, техобслуживанию и мойке автомототранспортных средств не зависит от формы расчетов с заказчиками (наличная, безналичная, с использованием пластиковых карт, смешанная). Такой вывод следует из положений абзаца 9 статьи 346.27 Налогового кодекса РФ и подтверждается Минфином России (письма от 10 января 2006 г. № 03-11-04/3/1, от 23 июня 2004 г. № 03-05-12/58).
Под ЕНВД не подпадает деятельность, осуществляемая в рамках договоров простого товарищества и доверительного управления имуществом. Поэтому, если услуги по ремонту, техобслуживанию и мойке автомототранспортных средств оказываются в рамках таких договоров, ЕНВД применять нельзя. Кроме того, ЕНВД не вправе применять организации, которые отнесены к категории крупнейших налогоплательщиков. Такие правила установлены в пункте 2.1 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ.
Ситуация: подпадают ли под ЕНВД услуги по ремонту автокранов (автоподъемников, эвакуаторов, автопогрузчиков, электропогрузчиков, прицепов и т. п.)?
Да, подпадают, если автокран (автоподъемник, эвакуатор, автопогрузчик, прицеп) зарегистрирован в ГИБДД.
На ЕНВД может быть переведена деятельность, связанная с ремонтом, техобслуживанием и мойкой автомототранспортных средств (подп. 3 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Под автомототранспортными подразумеваются средства, предназначенные для перевозки пассажиров и грузов (абз. 10 ст. 346.27 НК РФ). Категория транспортного средства определяется при его регистрации в ГИБДД. Допуск транспортного средства для участия в дорожном движении осуществляется после такой регистрации и выдачи соответствующих документов (п. 3 ст. 15 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ).
Многие виды спецтехники (автокраны, автоподъемники, эвакуаторы и т. п.) подпадают под категорию автотранспортных средств, предназначенных для перевозки грузов. Это следует из положений классификации, принятой Женевским соглашением от 20 февраля 1958 г., ратифицированным Россией. В нем определено, что грузом может считаться любое оборудование, установленное на автомобиле.
При этом регистрации в ГИБДД подлежат транспортные средства, которые:
- имеют максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч;
- предназначены для движения по автомобильным дорогам общего пользования.
Транспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, регистрируют органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники (органы Гостехнадзора).
Это установлено пунктом 2 постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938.
Таким образом, если объекты специальной автомобильной техники зарегистрированы в ГИБДД как автотранспортные средства, предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, деятельность по их ремонту и техобслуживанию может быть переведена на ЕНВД.
Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 21 марта 2013 г. № 03-11-11/112, от 9 декабря 2008 г. № 03-11-04/3/553, ФНС России от 6 июля 2007 г. № 18-0-09/0204. Разделяют эту позицию и арбитражные суды (см., например, постановление Западно-Сибирского округа от 20 декабря 2006 г. № Ф04-8330/2006(29025-А75-33)).
Услуги по ремонту и техобслуживанию прицепов, полуприцепов, прицепов-роспусков в соответствии с ОКУН можно классифицировать по коду 017611 «Ремонт и изготовление автомотопринадлежностей». В связи с этим такая деятельность тоже может быть переведена на ЕНВД (письмо Минфина России от 4 июля 2012 г. № 03-11-09/52, которое доведено до сведения налоговых инспекций письмом ФНС России от 19 июля 2012 г. № ЕД-4-3/11943).
Ситуация: подпадает ли под ЕНВД деятельность по ремонту дорожно-строительной техники, которая принадлежит гражданам?
Нет, не подпадает.
Под услугами по ремонту, техобслуживанию и мойке автомототранспортных средств понимаются платные услуги, которые в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению (абз. 9 ст. 346.27 НК РФ) классифицируются по кодам 017100–017600, и платные услуги по проведению государственных технических осмотров автотранспорта. Это следует из абзаца 9 статьи 346.27 Налогового кодекса РФ, писем Минфина России от 22 июня 2010 г. № 03-11-09/49, от 7 декабря 2009 г. № 03-11-11/223, от 12 октября 2006 г. № 03-11-04/3/449.
Услуги по ремонту дорожно-строительной техники предусмотрены Общероссийским классификатором услуг населению по коду 017700 «Техническое обслуживание и ремонт строительно-дорожных машин и оборудования». Поэтому Минфин России считает, что такой вид деятельности не подпадает под ЕНВД (письма от 2 февраля 2007 г. № 03-11-04/3/29, от 7 февраля 2006 г. № 03-11-04/3/64).
Только тремя условиями Налоговый кодекс РФ ограничивает состав операций, которые могут быть переведены на уплату ЕНВД в качестве деятельности по оказанию бытовых услуг.
Это следует из положений статьи 346.27 Налогового кодекса РФ.
Операции по ремонту и техобслуживанию строительно-дорожных машин и оборудования включены в ОКУН по коду 017700. Таким образом, они входят в общий раздел «Бытовые услуги» (код 010000). Следовательно, если в муниципальном образовании в отношении деятельности по оказанию бытовых услуг применяется ЕНВД, организации, которые выполняют эти операции по заказам населения, вправе применять этот специальный налоговый режим (подп. 1 п. 2 ст. 346.26 НК РФ).
Ситуация: подпадает ли под ЕНВД посредническая деятельность организации по привлечению клиентов и заключению договоров на техническое обслуживание и ремонт автомобилей? Услуги по техобслуживанию и ремонту оказывает сторонняя организация (предприниматель).
Нет, не подпадает.
Под ЕНВД подпадает деятельность, связанная с непосредственным оказанием услуг по техобслуживанию и ремонту автомобилей (подп. 3 п. 2 ст. 346.26, ст. 346.27 НК РФ). При этом физическим показателем базовой доходности для расчета ЕНВД является количество сотрудников, занятых в такой деятельности (п. 3 ст. 346.29 НК РФ).
Таким образом, чтобы применять ЕНВД, организация должна самостоятельно оказывать услуги по техобслуживанию и ремонту автомобилей. Для этого она должна располагать соответствующей технической базой и иметь сотрудников, фактически выполняющих ремонтные работы. Если на основании посреднических договоров организация привлекает клиентов, нуждающихся в техобслуживании и ремонте автомобилей (заключает с ними договоры, открывает заказы и т. п.), но самостоятельно подобные услуги не оказывает, то такая деятельность под ЕНВД не подпадает.
Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 25 марта 2011 г. № 03-11-11/70, от 3 марта 2011 г. № 03-11-06/3/24, ФНС России от 30 мая 2014 г. № ГД-4-3/10384 и от 5 июля 2010 г. № ШС-37-3/5887.
Правомерность такой позиции подтверждает арбитражная практика (см., например, определение ВАС РФ от 22 декабря 2009 г. № ВАС-16740/09, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 3 сентября 2009 г. № А29-9538/2008, от 2 июня 2008 г. № А29-6550/2007). Суды отмечают следующее. Если организация заключает договоры на оказание услуг, подпадающих под ЕНВД, но сама эти услуги не оказывает (привлекает для их исполнения подрядчиков), то в отношении такой деятельности ЕНВД не применяется. Несмотря на то что в указанных постановлениях речь идет о заключении договоров на перевозку грузов (пассажиров), выводы, сделанные в них, можно применить и к ситуации, когда организация заключает договоры на техобслуживание и ремонт автомобилей (ст. 346.26 НК РФ).
Если же организация самостоятельно оказывает услуги автосервиса, но привлекает подрядчиков лишь для выполнения отдельных операций, она сохраняет за собой право применять ЕНВД. Такую форму обслуживания клиентов нельзя признать посреднической деятельностью. Условия, при которых организация может применять ЕНВД, прописаны в пункте 2 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ. В ней нет положений, которые обязывали бы организацию собственными силами проводить все ремонтные операции. Поэтому привлечение подрядчиков для выполнения отдельных работ не нарушает условия применения ЕНВД. Такой вывод содержится, в частности, в постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 сентября 2014 г. № А56-26775/2014. Но, чтобы доказать, что организация является не посредником, а исполнителем, у нее должны быть собственные ресурсы: штат ремонтного персонала, необходимое оборудование и помещения для выполнения работ.
Да, можно, при правильном оформлении документации и при выполнении всех условий для применения этого спецрежима.
Помимо услуг по ремонту и техобслуживанию, организации автосервиса могут продавать своим клиентам отдельные запчасти (без установки на машины) и расходные материалы (без заливки в заправочные емкости). Такая деятельность признается розничной торговлей, в отношении которой тоже допускается применение ЕНВД. Но чтобы воспользоваться этим налоговым режимом, между организацией и клиентом должен быть заключен самостоятельный договор розничной купли-продажи (отдельно от договора на ремонт или техобслуживание). Кроме того, запчасти и расходные материалы, стоимость которых не включается в себестоимость ремонта, должны учитываться на счете 41 «Товары» (Инструкция к плану счетов).
Если наряду с оказанием услуг автосервиса организация занимается продажей запчастей и расходных материалов, она может платить ЕНВД по двум видам деятельности. Для этого необходимо выполнение следующих условий:
- в муниципальном образовании предусмотрено применение ЕНВД в отношении розничной торговли;
- виды запчастей (расходных материалов) и характер их продажи соответствуют условиям, при которых розничная торговля подпадает под этот спецрежим;
- организация зарегистрирована в налоговой инспекции в качестве плательщика ЕНВД по обоим видам деятельности.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Если эти условия не выполняются, с доходов, полученных от продажи запчастей, налоги нужно платить по общей или упрощенной системе налогообложения. Например, не подпадает под ЕНВД реализация моторных масел, которые являются подакцизными товарами (абз. 12 ст. 346.27, подп. 9 п. 1 ст. 181 НК РФ).
Выделение стоимости запчастей (расходных материалов) отдельной строкой с указанием торговой наценки только в заказе-наряде (а не в договоре) само по себе не является основанием для признания этих операций самостоятельным видом деятельности, подпадающим под ЕНВД по розничной торговле (письма Минфина России от 5 августа 2014 г. № 03-11-11/38552 и от 3 февраля 2009 г. № 03-11-09/31).
Если по договору стоимость запчастей и расходных материалов включается в общую стоимость предоставленных услуг по ремонту и техобслуживанию, установка этих запчастей (использование расходных материалов) не признается розничной торговлей. В этом случае организация может платить ЕНВД только с деятельности по ремонту, техобслуживанию и мойке автомототранспортных средств (подп. 3 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Аналогичная точка зрения высказана в письмах Минфина России от 5 августа 2014 г. № 03-11-11/38552, от 5 апреля 2013 г. № 03-11-06/3/11238, от 9 марта 2010 г. № 03-11-11/43, от 3 февраля 2009 г. № 03-11-09/31.
Кроме того, розничной торговлей не признается реализация запчастей (расходных материалов) в рамках договора, заключенного со страховой компанией (например, при ремонте аварийных автомобилей за счет страховых компаний). Даже если стоимость запчастей (расходных материалов) выделяется в актах выполненных работ (нарядах-заказах) отдельной строкой. Это следует из статей 506, 492 Гражданского кодекса РФ. Возникающие доходы включайте в состав выручки от деятельности на общей системе налогообложения или на упрощенке. Такой вывод подтверждает Минфин России в письме от 1 июня 2007 г. № 03-11-04/3/198.
Показатели для расчета ЕНВД
Физическим показателем для расчета ЕНВД в организациях, которые занимаются ремонтом, техническим обслуживанием и мойкой автомототранспортных средств, является средняя численность сотрудников. Об этом сказано в пункте 3 статьи 346.29 Налогового кодекса РФ.
.Кроме численности сотрудников при расчете ЕНВД используйте следующие показатели:
- базовая доходность – 12 000 руб. на одного сотрудника в месяц (п. 3 ст. 346.29 НК РФ);
- коэффициента-дефлятора К1 (п. 4 ст. 346.29 НК РФ);
- корректирующего коэффициента К2 (п. 4 ст. 346.29 НК РФ).
Значение коэффициента К1 не округляется, а значение коэффициента К2 округлите до трех знаков после запятой (п. 11 ст. 346.29 НК РФ).
Налоговая ставка
Налоговая база
Для расчета ЕНВД сначала определите налоговую базу за отчетный квартал. Это можно сделать по формуле:
Налоговая база по ЕНВД за отчетный квартал |
= |
Базовая доходность на одного сотрудника в месяц (12 000 руб./чел.) |
× |
Средняя численность сотрудников за первый месяц квартала |
+ |
Средняя численность сотрудников за второй месяц квартала |
+ |
Средняя численность сотрудников за третий месяц квартала |
× |
К1 |
× |
К2 |
Значение физического показателя – средней численности сотрудников – включайте в расчет ЕНВД с округлением до целых единиц (п. 11 ст. 346.29 НК РФ). При округлении размера физического показателя его значения менее 0,5 единицы отбрасывайте, а 0,5 единицы и более округляйте до целой единицы (письмо Минфина России от 16 июня 2009 г. № 03-11-11/111).
Если организация начала или прекратила применение ЕНВД в течение квартала (например, с 20 февраля), то налоговую базу нужно определять с учетом фактической продолжительности ведения деятельности за месяц, в котором организация была поставлена на учет (снята с учета) в качестве плательщика единого налога. Подробнее об этом см. Как рассчитать ЕНВД.
Расчет ЕНВД
Определив размер налоговой базы, рассчитайте сумму ЕНВД за отчетный квартал. Для этого используйте формулу:
Сумма ЕНВД за отчетный квартал = Налоговая база по ЕНВД за отчетный квартал × 15% |
Это следует из подпункта 10 пункта 5.2 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 23 января 2012 г. № ММВ-7-3/13.
Пример расчета ЕНВД с деятельности по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств
ООО «Альфа» оказывает услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств. В городе, где работает организация, такая деятельность переведена на ЕНВД.[1]
В 2016 году значение коэффициента-дефлятора К1 равно 1,798. Значение корректирующего коэффициента К2 установлено местным законодательством в размере 0,7. Налоговая ставка – 15 процентов.[2]
В течение I квартала организация вела предпринимательскую деятельность непрерывно.
Средняя численность сотрудников «Альфы» составляет:
- в январе – 4 человека;
- в феврале – 5 человек;
- в марте – 5 человек.
Налоговая база для расчета ЕНВД за I квартал равна:
12 000 руб./чел. × (4 чел. + 5 чел. + 5 чел.) × 0,7 × 1,798 = 211 445 руб.
Сумма ЕНВД за I квартал равна:
211 445 руб. × 15% = 31 717 руб.
Рассчитанную сумму ЕНВД можно уменьшить на сумму уплаченных страховых взносов и выплаченных больничных пособий. Подробнее об этом см. Как рассчитать ЕНВД.
Ситуация: как рассчитать ЕНВД, если автомойка продает в розницу сопутствующие товары (моющие средства, заправочные жидкости, автомобильные аксессуары)? Отдельного торгового помещения у нее нет.
ЕНВД рассчитайте отдельно по каждому виду деятельности. То есть по услугам автомойки берите во внимание среднюю численность сотрудников. А налог в отношении розницы определите исходя из площади торгового места.
В целях ЕНВД реализацию сопутствующих товаров (расходных материалов) можно считать розничной торговлей в двух случаях (при соблюдении общих условий). Первый: когда есть отдельный договор розничной купли-продажи. И второй случай: товары продаются в рамках услуг автомойки, но их цена не входит в стоимость этих услуг.
В рассматриваемой же ситуации организация ведет два вида деятельности, каждый из которых может быть переведен на ЕНВД. Поэтому с деятельности по оказанию услуг автомойки ЕНВД нужно начислять исходя из средней численности сотрудников (п. 3 ст. 346.29 НК РФ). С торговой деятельности без использования торговых залов ЕНВД нужно рассчитывать исходя площади торгового места (подп. 7 п. 2 ст. 346.26, п. 3 ст. 346.29 НК РФ).
Перечень видов деятельности, в отношении которых по решению местных властей может применяться ЕНВД, установлен пунктом 2 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ. Одним из таких видов деятельности является ремонт, техобслуживание и мойка автомототранспортных средств (подп. 3 п. 2 ст. 346.26 НК РФ).
Условия применения ЕНВД
Организация может применять ЕНВД в отношении услуг по ремонту, техобслуживанию и мойке автомототранспортных средств, если эти услуги:
- оказываются организациям или гражданам на платной основе (абз. 9 ст. 346.27 НК РФ);
- классифицируются в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению по кодам 017100–017600 и соответствуют коду 50.20 по ОКВЭД (абз. 9 ст. 346.27 НК РФ, письма Минфина России от 21 марта 2013 г. № 03-11-11/112, от 22 июня 2010 г. № 03-11-09/49).
Например, на ЕНВД могут быть переведены услуги:
- по предпродажной подготовке автомобилей, оказываемые автосалонам (письмо Минфина России от 22 августа 2011 г. № 03-11-11/216);
- по ремонту, техобслуживанию и мойке автомототранспортных средств, оплаченные страховыми компаниями в счет сумм страховой выплаты страхователю (письмо Минфина России от 12 февраля 2008 г. № 03-11-04/3/63).
Кроме того, ЕНВД можно применять в отношении услуг по проведению технического осмотра автомототранспортных средств.
К услугам по ремонту, техобслуживанию и мойке автомототранспортных средств не относятся:
- гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание автомототранспортных средств;
- услуги по заправке транспортных средств;
- услуги по хранению автомототранспортных средств на платных и штрафных стоянках.
Об этом сказано в абзаце 9 статьи 346.27 Налогового кодекса РФ.
Применение ЕНВД при предоставлении услуг по ремонту, техобслуживанию и мойке автомототранспортных средств не зависит от формы расчетов с заказчиками (наличная, безналичная, с использованием пластиковых карт, смешанная). Такой вывод следует из положений абзаца 9 статьи 346.27 Налогового кодекса РФ и подтверждается Минфином России (письма от 10 января 2006 г. № 03-11-04/3/1, от 23 июня 2004 г. № 03-05-12/58).
Под ЕНВД не подпадает деятельность, осуществляемая в рамках договоров простого товарищества и доверительного управления имуществом. Поэтому, если услуги по ремонту, техобслуживанию и мойке автомототранспортных средств оказываются в рамках таких договоров, ЕНВД применять нельзя. Кроме того, ЕНВД не вправе применять организации, которые отнесены к категории крупнейших налогоплательщиков. Такие правила установлены в пункте 2.1 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ.
Ситуация: подпадают ли под ЕНВД услуги по ремонту автокранов (автоподъемников, эвакуаторов, автопогрузчиков, электропогрузчиков, прицепов и т. п.)?
Да, подпадают, если автокран (автоподъемник, эвакуатор, автопогрузчик, прицеп) зарегистрирован в ГИБДД.
На ЕНВД может быть переведена деятельность, связанная с ремонтом, техобслуживанием и мойкой автомототранспортных средств (подп. 3 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Под автомототранспортными подразумеваются средства, предназначенные для перевозки пассажиров и грузов (абз. 10 ст. 346.27 НК РФ). Категория транспортного средства определяется при его регистрации в ГИБДД. Допуск транспортного средства для участия в дорожном движении осуществляется после такой регистрации и выдачи соответствующих документов (п. 3 ст. 15 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ).
Многие виды спецтехники (автокраны, автоподъемники, эвакуаторы и т. п.) подпадают под категорию автотранспортных средств, предназначенных для перевозки грузов. Это следует из положений классификации, принятой Женевским соглашением от 20 февраля 1958 г., ратифицированным Россией. В нем определено, что грузом может считаться любое оборудование, установленное на автомобиле.
При этом регистрации в ГИБДД подлежат транспортные средства, которые:
- имеют максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч;
- предназначены для движения по автомобильным дорогам общего пользования.
Транспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, регистрируют органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники (органы Гостехнадзора).
Это установлено пунктом 2 постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938.
Таким образом, если объекты специальной автомобильной техники зарегистрированы в ГИБДД как автотранспортные средства, предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, деятельность по их ремонту и техобслуживанию может быть переведена на ЕНВД.
Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 21 марта 2013 г. № 03-11-11/112, от 9 декабря 2008 г. № 03-11-04/3/553, ФНС России от 6 июля 2007 г. № 18-0-09/0204. Разделяют эту позицию и арбитражные суды (см., например, постановление Западно-Сибирского округа от 20 декабря 2006 г. № Ф04-8330/2006(29025-А75-33)).
Услуги по ремонту и техобслуживанию прицепов, полуприцепов, прицепов-роспусков в соответствии с ОКУН можно классифицировать по коду 017611 «Ремонт и изготовление автомотопринадлежностей». В связи с этим такая деятельность тоже может быть переведена на ЕНВД (письмо Минфина России от 4 июля 2012 г. № 03-11-09/52, которое доведено до сведения налоговых инспекций письмом ФНС России от 19 июля 2012 г. № ЕД-4-3/11943).
Ситуация: подпадает ли под ЕНВД деятельность по ремонту дорожно-строительной техники, которая принадлежит гражданам?
Нет, не подпадает.
Под услугами по ремонту, техобслуживанию и мойке автомототранспортных средств понимаются платные услуги, которые в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению (абз. 9 ст. 346.27 НК РФ) классифицируются по кодам 017100–017600, и платные услуги по проведению государственных технических осмотров автотранспорта. Это следует из абзаца 9 статьи 346.27 Налогового кодекса РФ, писем Минфина России от 22 июня 2010 г. № 03-11-09/49, от 7 декабря 2009 г. № 03-11-11/223, от 12 октября 2006 г. № 03-11-04/3/449.
Услуги по ремонту дорожно-строительной техники предусмотрены Общероссийским классификатором услуг населению по коду 017700 «Техническое обслуживание и ремонт строительно-дорожных машин и оборудования». Поэтому Минфин России считает, что такой вид деятельности не подпадает под ЕНВД (письма от 2 февраля 2007 г. № 03-11-04/3/29, от 7 февраля 2006 г. № 03-11-04/3/64).
Только тремя условиями Налоговый кодекс РФ ограничивает состав операций, которые могут быть переведены на уплату ЕНВД в качестве деятельности по оказанию бытовых услуг.
Это следует из положений статьи 346.27 Налогового кодекса РФ.
Операции по ремонту и техобслуживанию строительно-дорожных машин и оборудования включены в ОКУН по коду 017700. Таким образом, они входят в общий раздел «Бытовые услуги» (код 010000). Следовательно, если в муниципальном образовании в отношении деятельности по оказанию бытовых услуг применяется ЕНВД, организации, которые выполняют эти операции по заказам населения, вправе применять этот специальный налоговый режим (подп. 1 п. 2 ст. 346.26 НК РФ).
Ситуация: подпадает ли под ЕНВД посредническая деятельность организации по привлечению клиентов и заключению договоров на техническое обслуживание и ремонт автомобилей? Услуги по техобслуживанию и ремонту оказывает сторонняя организация (предприниматель).
Нет, не подпадает.
Под ЕНВД подпадает деятельность, связанная с непосредственным оказанием услуг по техобслуживанию и ремонту автомобилей (подп. 3 п. 2 ст. 346.26, ст. 346.27 НК РФ). При этом физическим показателем базовой доходности для расчета ЕНВД является количество сотрудников, занятых в такой деятельности (п. 3 ст. 346.29 НК РФ).
Таким образом, чтобы применять ЕНВД, организация должна самостоятельно оказывать услуги по техобслуживанию и ремонту автомобилей. Для этого она должна располагать соответствующей технической базой и иметь сотрудников, фактически выполняющих ремонтные работы. Если на основании посреднических договоров организация привлекает клиентов, нуждающихся в техобслуживании и ремонте автомобилей (заключает с ними договоры, открывает заказы и т. п.), но самостоятельно подобные услуги не оказывает, то такая деятельность под ЕНВД не подпадает.
Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 25 марта 2011 г. № 03-11-11/70, от 3 марта 2011 г. № 03-11-06/3/24, ФНС России от 30 мая 2014 г. № ГД-4-3/10384 и от 5 июля 2010 г. № ШС-37-3/5887.
Правомерность такой позиции подтверждает арбитражная практика (см., например, определение ВАС РФ от 22 декабря 2009 г. № ВАС-16740/09, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 3 сентября 2009 г. № А29-9538/2008, от 2 июня 2008 г. № А29-6550/2007). Суды отмечают следующее. Если организация заключает договоры на оказание услуг, подпадающих под ЕНВД, но сама эти услуги не оказывает (привлекает для их исполнения подрядчиков), то в отношении такой деятельности ЕНВД не применяется. Несмотря на то что в указанных постановлениях речь идет о заключении договоров на перевозку грузов (пассажиров), выводы, сделанные в них, можно применить и к ситуации, когда организация заключает договоры на техобслуживание и ремонт автомобилей (ст. 346.26 НК РФ).
Если же организация самостоятельно оказывает услуги автосервиса, но привлекает подрядчиков лишь для выполнения отдельных операций, она сохраняет за собой право применять ЕНВД. Такую форму обслуживания клиентов нельзя признать посреднической деятельностью. Условия, при которых организация может применять ЕНВД, прописаны в пункте 2 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ. В ней нет положений, которые обязывали бы организацию собственными силами проводить все ремонтные операции. Поэтому привлечение подрядчиков для выполнения отдельных работ не нарушает условия применения ЕНВД. Такой вывод содержится, в частности, в постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 сентября 2014 г. № А56-26775/2014. Но, чтобы доказать, что организация является не посредником, а исполнителем, у нее должны быть собственные ресурсы: штат ремонтного персонала, необходимое оборудование и помещения для выполнения работ.
Да, можно, при правильном оформлении документации и при выполнении всех условий для применения этого спецрежима.
Помимо услуг по ремонту и техобслуживанию, организации автосервиса могут продавать своим клиентам отдельные запчасти (без установки на машины) и расходные материалы (без заливки в заправочные емкости). Такая деятельность признается розничной торговлей, в отношении которой тоже допускается применение ЕНВД. Но чтобы воспользоваться этим налоговым режимом, между организацией и клиентом должен быть заключен самостоятельный договор розничной купли-продажи (отдельно от договора на ремонт или техобслуживание). Кроме того, запчасти и расходные материалы, стоимость которых не включается в себестоимость ремонта, должны учитываться на счете 41 «Товары» (Инструкция к плану счетов).
Если наряду с оказанием услуг автосервиса организация занимается продажей запчастей и расходных материалов, она может платить ЕНВД по двум видам деятельности. Для этого необходимо выполнение следующих условий:
- в муниципальном образовании предусмотрено применение ЕНВД в отношении розничной торговли;
- виды запчастей (расходных материалов) и характер их продажи соответствуют условиям, при которых розничная торговля подпадает под этот спецрежим;
- организация зарегистрирована в налоговой инспекции в качестве плательщика ЕНВД по обоим видам деятельности.
Если эти условия не выполняются, с доходов, полученных от продажи запчастей, налоги нужно платить по общей или упрощенной системе налогообложения. Например, не подпадает под ЕНВД реализация моторных масел, которые являются подакцизными товарами (абз. 12 ст. 346.27, подп. 9 п. 1 ст. 181 НК РФ).
Выделение стоимости запчастей (расходных материалов) отдельной строкой с указанием торговой наценки только в заказе-наряде (а не в договоре) само по себе не является основанием для признания этих операций самостоятельным видом деятельности, подпадающим под ЕНВД по розничной торговле (письма Минфина России от 5 августа 2014 г. № 03-11-11/38552 и от 3 февраля 2009 г. № 03-11-09/31).
Если по договору стоимость запчастей и расходных материалов включается в общую стоимость предоставленных услуг по ремонту и техобслуживанию, установка этих запчастей (использование расходных материалов) не признается розничной торговлей. В этом случае организация может платить ЕНВД только с деятельности по ремонту, техобслуживанию и мойке автомототранспортных средств (подп. 3 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Аналогичная точка зрения высказана в письмах Минфина России от 5 августа 2014 г. № 03-11-11/38552, от 5 апреля 2013 г. № 03-11-06/3/11238, от 9 марта 2010 г. № 03-11-11/43, от 3 февраля 2009 г. № 03-11-09/31.
Кроме того, розничной торговлей не признается реализация запчастей (расходных материалов) в рамках договора, заключенного со страховой компанией (например, при ремонте аварийных автомобилей за счет страховых компаний). Даже если стоимость запчастей (расходных материалов) выделяется в актах выполненных работ (нарядах-заказах) отдельной строкой. Это следует из статей 506, 492 Гражданского кодекса РФ. Возникающие доходы включайте в состав выручки от деятельности на общей системе налогообложения или на упрощенке. Такой вывод подтверждает Минфин России в письме от 1 июня 2007 г. № 03-11-04/3/198.
Показатели для расчета ЕНВД
Физическим показателем для расчета ЕНВД в организациях, которые занимаются ремонтом, техническим обслуживанием и мойкой автомототранспортных средств, является средняя численность сотрудников. Об этом сказано в пункте 3 статьи 346.29 Налогового кодекса РФ.
.Кроме численности сотрудников при расчете ЕНВД используйте следующие показатели:
- базовая доходность – 12 000 руб. на одного сотрудника в месяц (п. 3 ст. 346.29 НК РФ);
- коэффициента-дефлятора К1 (п. 4 ст. 346.29 НК РФ);
- корректирующего коэффициента К2 (п. 4 ст. 346.29 НК РФ).
Значение коэффициента К1 не округляется, а значение коэффициента К2 округлите до трех знаков после запятой (п. 11 ст. 346.29 НК РФ).
Налоговая ставка
Налоговая база
Для расчета ЕНВД сначала определите налоговую базу за отчетный квартал. Это можно сделать по формуле:
Налоговая база по ЕНВД за отчетный квартал |
= |
Базовая доходность на одного сотрудника в месяц (12 000 руб./чел.) |
× |
Средняя численность сотрудников за первый месяц квартала |
+ |
Средняя численность сотрудников за второй месяц квартала |
+ |
Средняя численность сотрудников за третий месяц квартала |
× |
К1 |
× |
К2 |
Значение физического показателя – средней численности сотрудников – включайте в расчет ЕНВД с округлением до целых единиц (п. 11 ст. 346.29 НК РФ). При округлении размера физического показателя его значения менее 0,5 единицы отбрасывайте, а 0,5 единицы и более округляйте до целой единицы (письмо Минфина России от 16 июня 2009 г. № 03-11-11/111).
Если организация начала или прекратила применение ЕНВД в течение квартала (например, с 20 февраля), то налоговую базу нужно определять с учетом фактической продолжительности ведения деятельности за месяц, в котором организация была поставлена на учет (снята с учета) в качестве плательщика единого налога. Подробнее об этом см. Как рассчитать ЕНВД.
Расчет ЕНВД
Определив размер налоговой базы, рассчитайте сумму ЕНВД за отчетный квартал. Для этого используйте формулу:
Сумма ЕНВД за отчетный квартал = Налоговая база по ЕНВД за отчетный квартал × 15% |
Это следует из подпункта 10 пункта 5.2 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 23 января 2012 г. № ММВ-7-3/13.
Пример расчета ЕНВД с деятельности по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств
ООО «Альфа» оказывает услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств. В городе, где работает организация, такая деятельность переведена на ЕНВД.[1]
В 2016 году значение коэффициента-дефлятора К1 равно 1,798. Значение корректирующего коэффициента К2 установлено местным законодательством в размере 0,7. Налоговая ставка – 15 процентов.[2]
В течение I квартала организация вела предпринимательскую деятельность непрерывно.
Средняя численность сотрудников «Альфы» составляет:
- в январе – 4 человека;
- в феврале – 5 человек;
- в марте – 5 человек.
Налоговая база для расчета ЕНВД за I квартал равна:
12 000 руб./чел. × (4 чел. + 5 чел. + 5 чел.) × 0,7 × 1,798 = 211 445 руб.
Сумма ЕНВД за I квартал равна:
211 445 руб. × 15% = 31 717 руб.
Рассчитанную сумму ЕНВД можно уменьшить на сумму уплаченных страховых взносов и выплаченных больничных пособий. Подробнее об этом см. Как рассчитать ЕНВД.
Ситуация: как рассчитать ЕНВД, если автомойка продает в розницу сопутствующие товары (моющие средства, заправочные жидкости, автомобильные аксессуары)? Отдельного торгового помещения у нее нет.
ЕНВД рассчитайте отдельно по каждому виду деятельности. То есть по услугам автомойки берите во внимание среднюю численность сотрудников. А налог в отношении розницы определите исходя из площади торгового места.
В целях ЕНВД реализацию сопутствующих товаров (расходных материалов) можно считать розничной торговлей в двух случаях (при соблюдении общих условий). Первый: когда есть отдельный договор розничной купли-продажи. И второй случай: товары продаются в рамках услуг автомойки, но их цена не входит в стоимость этих услуг.
В рассматриваемой же ситуации организация ведет два вида деятельности, каждый из которых может быть переведен на ЕНВД. Поэтому с деятельности по оказанию услуг автомойки ЕНВД нужно начислять исходя из средней численности сотрудников (п. 3 ст. 346.29 НК РФ). С торговой деятельности без использования торговых залов ЕНВД нужно рассчитывать исходя площади торгового места (подп. 7 п. 2 ст. 346.26, п. 3 ст. 346.29 НК РФ).
Перечень видов деятельности, в отношении которых по решению местных властей может применяться ЕНВД, установлен пунктом 2 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ. Одним из таких видов деятельности является ремонт, техобслуживание и мойка автомототранспортных средств (подп. 3 п. 2 ст. 346.26 НК РФ).
Условия применения ЕНВД
Организация может применять ЕНВД в отношении услуг по ремонту, техобслуживанию и мойке автомототранспортных средств, если эти услуги:
- оказываются организациям или гражданам на платной основе (абз. 9 ст. 346.27 НК РФ);
- классифицируются в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению по кодам 017100–017600 и соответствуют коду 50.20 по ОКВЭД (абз. 9 ст. 346.27 НК РФ, письма Минфина России от 21 марта 2013 г. № 03-11-11/112, от 22 июня 2010 г. № 03-11-09/49).
Например, на ЕНВД могут быть переведены услуги:
- по предпродажной подготовке автомобилей, оказываемые автосалонам (письмо Минфина России от 22 августа 2011 г. № 03-11-11/216);
- по ремонту, техобслуживанию и мойке автомототранспортных средств, оплаченные страховыми компаниями в счет сумм страховой выплаты страхователю (письмо Минфина России от 12 февраля 2008 г. № 03-11-04/3/63).
Кроме того, ЕНВД можно применять в отношении услуг по проведению технического осмотра автомототранспортных средств.
К услугам по ремонту, техобслуживанию и мойке автомототранспортных средств не относятся:
- гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание автомототранспортных средств;
- услуги по заправке транспортных средств;
- услуги по хранению автомототранспортных средств на платных и штрафных стоянках.
Об этом сказано в абзаце 9 статьи 346.27 Налогового кодекса РФ.
Применение ЕНВД при предоставлении услуг по ремонту, техобслуживанию и мойке автомототранспортных средств не зависит от формы расчетов с заказчиками (наличная, безналичная, с использованием пластиковых карт, смешанная). Такой вывод следует из положений абзаца 9 статьи 346.27 Налогового кодекса РФ и подтверждается Минфином России (письма от 10 января 2006 г. № 03-11-04/3/1, от 23 июня 2004 г. № 03-05-12/58).
Под ЕНВД не подпадает деятельность, осуществляемая в рамках договоров простого товарищества и доверительного управления имуществом. Поэтому, если услуги по ремонту, техобслуживанию и мойке автомототранспортных средств оказываются в рамках таких договоров, ЕНВД применять нельзя. Кроме того, ЕНВД не вправе применять организации, которые отнесены к категории крупнейших налогоплательщиков. Такие правила установлены в пункте 2.1 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ.
Ситуация: подпадают ли под ЕНВД услуги по ремонту автокранов (автоподъемников, эвакуаторов, автопогрузчиков, электропогрузчиков, прицепов и т. п.)?
Да, подпадают, если автокран (автоподъемник, эвакуатор, автопогрузчик, прицеп) зарегистрирован в ГИБДД.
На ЕНВД может быть переведена деятельность, связанная с ремонтом, техобслуживанием и мойкой автомототранспортных средств (подп. 3 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Под автомототранспортными подразумеваются средства, предназначенные для перевозки пассажиров и грузов (абз. 10 ст. 346.27 НК РФ). Категория транспортного средства определяется при его регистрации в ГИБДД. Допуск транспортного средства для участия в дорожном движении осуществляется после такой регистрации и выдачи соответствующих документов (п. 3 ст. 15 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ).
Многие виды спецтехники (автокраны, автоподъемники, эвакуаторы и т. п.) подпадают под категорию автотранспортных средств, предназначенных для перевозки грузов. Это следует из положений классификации, принятой Женевским соглашением от 20 февраля 1958 г., ратифицированным Россией. В нем определено, что грузом может считаться любое оборудование, установленное на автомобиле.
При этом регистрации в ГИБДД подлежат транспортные средства, которые:
- имеют максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч;
- предназначены для движения по автомобильным дорогам общего пользования.
Транспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, регистрируют органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники (органы Гостехнадзора).
Это установлено пунктом 2 постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938.
Таким образом, если объекты специальной автомобильной техники зарегистрированы в ГИБДД как автотранспортные средства, предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, деятельность по их ремонту и техобслуживанию может быть переведена на ЕНВД.
Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 21 марта 2013 г. № 03-11-11/112, от 9 декабря 2008 г. № 03-11-04/3/553, ФНС России от 6 июля 2007 г. № 18-0-09/0204. Разделяют эту позицию и арбитражные суды (см., например, постановление Западно-Сибирского округа от 20 декабря 2006 г. № Ф04-8330/2006(29025-А75-33)).
Услуги по ремонту и техобслуживанию прицепов, полуприцепов, прицепов-роспусков в соответствии с ОКУН можно классифицировать по коду 017611 «Ремонт и изготовление автомотопринадлежностей». В связи с этим такая деятельность тоже может быть переведена на ЕНВД (письмо Минфина России от 4 июля 2012 г. № 03-11-09/52, которое доведено до сведения налоговых инспекций письмом ФНС России от 19 июля 2012 г. № ЕД-4-3/11943).
Ситуация: подпадает ли под ЕНВД деятельность по ремонту дорожно-строительной техники, которая принадлежит гражданам?
Нет, не подпадает.
Под услугами по ремонту, техобслуживанию и мойке автомототранспортных средств понимаются платные услуги, которые в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению (абз. 9 ст. 346.27 НК РФ) классифицируются по кодам 017100–017600, и платные услуги по проведению государственных технических осмотров автотранспорта. Это следует из абзаца 9 статьи 346.27 Налогового кодекса РФ, писем Минфина России от 22 июня 2010 г. № 03-11-09/49, от 7 декабря 2009 г. № 03-11-11/223, от 12 октября 2006 г. № 03-11-04/3/449.
Услуги по ремонту дорожно-строительной техники предусмотрены Общероссийским классификатором услуг населению по коду 017700 «Техническое обслуживание и ремонт строительно-дорожных машин и оборудования». Поэтому Минфин России считает, что такой вид деятельности не подпадает под ЕНВД (письма от 2 февраля 2007 г. № 03-11-04/3/29, от 7 февраля 2006 г. № 03-11-04/3/64).
Только тремя условиями Налоговый кодекс РФ ограничивает состав операций, которые могут быть переведены на уплату ЕНВД в качестве деятельности по оказанию бытовых услуг.
Это следует из положений статьи 346.27 Налогового кодекса РФ.
Операции по ремонту и техобслуживанию строительно-дорожных машин и оборудования включены в ОКУН по коду 017700. Таким образом, они входят в общий раздел «Бытовые услуги» (код 010000). Следовательно, если в муниципальном образовании в отношении деятельности по оказанию бытовых услуг применяется ЕНВД, организации, которые выполняют эти операции по заказам населения, вправе применять этот специальный налоговый режим (подп. 1 п. 2 ст. 346.26 НК РФ).
Ситуация: подпадает ли под ЕНВД посредническая деятельность организации по привлечению клиентов и заключению договоров на техническое обслуживание и ремонт автомобилей? Услуги по техобслуживанию и ремонту оказывает сторонняя организация (предприниматель).
Нет, не подпадает.
Под ЕНВД подпадает деятельность, связанная с непосредственным оказанием услуг по техобслуживанию и ремонту автомобилей (подп. 3 п. 2 ст. 346.26, ст. 346.27 НК РФ). При этом физическим показателем базовой доходности для расчета ЕНВД является количество сотрудников, занятых в такой деятельности (п. 3 ст. 346.29 НК РФ).
Таким образом, чтобы применять ЕНВД, организация должна самостоятельно оказывать услуги по техобслуживанию и ремонту автомобилей. Для этого она должна располагать соответствующей технической базой и иметь сотрудников, фактически выполняющих ремонтные работы. Если на основании посреднических договоров организация привлекает клиентов, нуждающихся в техобслуживании и ремонте автомобилей (заключает с ними договоры, открывает заказы и т. п.), но самостоятельно подобные услуги не оказывает, то такая деятельность под ЕНВД не подпадает.
Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 25 марта 2011 г. № 03-11-11/70, от 3 марта 2011 г. № 03-11-06/3/24, ФНС России от 30 мая 2014 г. № ГД-4-3/10384 и от 5 июля 2010 г. № ШС-37-3/5887.
Правомерность такой позиции подтверждает арбитражная практика (см., например, определение ВАС РФ от 22 декабря 2009 г. № ВАС-16740/09, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 3 сентября 2009 г. № А29-9538/2008, от 2 июня 2008 г. № А29-6550/2007). Суды отмечают следующее. Если организация заключает договоры на оказание услуг, подпадающих под ЕНВД, но сама эти услуги не оказывает (привлекает для их исполнения подрядчиков), то в отношении такой деятельности ЕНВД не применяется. Несмотря на то что в указанных постановлениях речь идет о заключении договоров на перевозку грузов (пассажиров), выводы, сделанные в них, можно применить и к ситуации, когда организация заключает договоры на техобслуживание и ремонт автомобилей (ст. 346.26 НК РФ).
Если же организация самостоятельно оказывает услуги автосервиса, но привлекает подрядчиков лишь для выполнения отдельных операций, она сохраняет за собой право применять ЕНВД. Такую форму обслуживания клиентов нельзя признать посреднической деятельностью. Условия, при которых организация может применять ЕНВД, прописаны в пункте 2 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ. В ней нет положений, которые обязывали бы организацию собственными силами проводить все ремонтные операции. Поэтому привлечение подрядчиков для выполнения отдельных работ не нарушает условия применения ЕНВД. Такой вывод содержится, в частности, в постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 сентября 2014 г. № А56-26775/2014. Но, чтобы доказать, что организация является не посредником, а исполнителем, у нее должны быть собственные ресурсы: штат ремонтного персонала, необходимое оборудование и помещения для выполнения работ.
Да, можно, при правильном оформлении документации и при выполнении всех условий для применения этого спецрежима.
Помимо услуг по ремонту и техобслуживанию, организации автосервиса могут продавать своим клиентам отдельные запчасти (без установки на машины) и расходные материалы (без заливки в заправочные емкости). Такая деятельность признается розничной торговлей, в отношении которой тоже допускается применение ЕНВД. Но чтобы воспользоваться этим налоговым режимом, между организацией и клиентом должен быть заключен самостоятельный договор розничной купли-продажи (отдельно от договора на ремонт или техобслуживание). Кроме того, запчасти и расходные материалы, стоимость которых не включается в себестоимость ремонта, должны учитываться на счете 41 «Товары» (Инструкция к плану счетов).
Если наряду с оказанием услуг автосервиса организация занимается продажей запчастей и расходных материалов, она может платить ЕНВД по двум видам деятельности. Для этого необходимо выполнение следующих условий:
- в муниципальном образовании предусмотрено применение ЕНВД в отношении розничной торговли;
- виды запчастей (расходных материалов) и характер их продажи соответствуют условиям, при которых розничная торговля подпадает под этот спецрежим;
- организация зарегистрирована в налоговой инспекции в качестве плательщика ЕНВД по обоим видам деятельности.
Если эти условия не выполняются, с доходов, полученных от продажи запчастей, налоги нужно платить по общей или упрощенной системе налогообложения. Например, не подпадает под ЕНВД реализация моторных масел, которые являются подакцизными товарами (абз. 12 ст. 346.27, подп. 9 п. 1 ст. 181 НК РФ).
Выделение стоимости запчастей (расходных материалов) отдельной строкой с указанием торговой наценки только в заказе-наряде (а не в договоре) само по себе не является основанием для признания этих операций самостоятельным видом деятельности, подпадающим под ЕНВД по розничной торговле (письма Минфина России от 5 августа 2014 г. № 03-11-11/38552 и от 3 февраля 2009 г. № 03-11-09/31).
Если по договору стоимость запчастей и расходных материалов включается в общую стоимость предоставленных услуг по ремонту и техобслуживанию, установка этих запчастей (использование расходных материалов) не признается розничной торговлей. В этом случае организация может платить ЕНВД только с деятельности по ремонту, техобслуживанию и мойке автомототранспортных средств (подп. 3 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Аналогичная точка зрения высказана в письмах Минфина России от 5 августа 2014 г. № 03-11-11/38552, от 5 апреля 2013 г. № 03-11-06/3/11238, от 9 марта 2010 г. № 03-11-11/43, от 3 февраля 2009 г. № 03-11-09/31.
Кроме того, розничной торговлей не признается реализация запчастей (расходных материалов) в рамках договора, заключенного со страховой компанией (например, при ремонте аварийных автомобилей за счет страховых компаний). Даже если стоимость запчастей (расходных материалов) выделяется в актах выполненных работ (нарядах-заказах) отдельной строкой. Это следует из статей 506, 492 Гражданского кодекса РФ. Возникающие доходы включайте в состав выручки от деятельности на общей системе налогообложения или на упрощенке. Такой вывод подтверждает Минфин России в письме от 1 июня 2007 г. № 03-11-04/3/198.
Показатели для расчета ЕНВД
Физическим показателем для расчета ЕНВД в организациях, которые занимаются ремонтом, техническим обслуживанием и мойкой автомототранспортных средств, является средняя численность сотрудников. Об этом сказано в пункте 3 статьи 346.29 Налогового кодекса РФ.
.Кроме численности сотрудников при расчете ЕНВД используйте следующие показатели:
- базовая доходность – 12 000 руб. на одного сотрудника в месяц (п. 3 ст. 346.29 НК РФ);
- коэффициента-дефлятора К1 (п. 4 ст. 346.29 НК РФ);
- корректирующего коэффициента К2 (п. 4 ст. 346.29 НК РФ).
Значение коэффициента К1 не округляется, а значение коэффициента К2 округлите до трех знаков после запятой (п. 11 ст. 346.29 НК РФ).
Налоговая ставка
Налоговая база
Для расчета ЕНВД сначала определите налоговую базу за отчетный квартал. Это можно сделать по формуле:
Налоговая база по ЕНВД за отчетный квартал |
= |
Базовая доходность на одного сотрудника в месяц (12 000 руб./чел.) |
× |
Средняя численность сотрудников за первый месяц квартала |
+ |
Средняя численность сотрудников за второй месяц квартала |
+ |
Средняя численность сотрудников за третий месяц квартала |
× |
К1 |
× |
К2 |
Значение физического показателя – средней численности сотрудников – включайте в расчет ЕНВД с округлением до целых единиц (п. 11 ст. 346.29 НК РФ). При округлении размера физического показателя его значения менее 0,5 единицы отбрасывайте, а 0,5 единицы и более округляйте до целой единицы (письмо Минфина России от 16 июня 2009 г. № 03-11-11/111).
Если организация начала или прекратила применение ЕНВД в течение квартала (например, с 20 февраля), то налоговую базу нужно определять с учетом фактической продолжительности ведения деятельности за месяц, в котором организация была поставлена на учет (снята с учета) в качестве плательщика единого налога. Подробнее об этом см. Как рассчитать ЕНВД.
Расчет ЕНВД
Определив размер налоговой базы, рассчитайте сумму ЕНВД за отчетный квартал. Для этого используйте формулу:
Сумма ЕНВД за отчетный квартал = Налоговая база по ЕНВД за отчетный квартал × 15% |
Это следует из подпункта 10 пункта 5.2 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 23 января 2012 г. № ММВ-7-3/13.
Пример расчета ЕНВД с деятельности по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств
ООО «Альфа» оказывает услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств. В городе, где работает организация, такая деятельность переведена на ЕНВД.[1]
В 2016 году значение коэффициента-дефлятора К1 равно 1,798. Значение корректирующего коэффициента К2 установлено местным законодательством в размере 0,7. Налоговая ставка – 15 процентов.[2]
В течение I квартала организация вела предпринимательскую деятельность непрерывно.
Средняя численность сотрудников «Альфы» составляет:
- в январе – 4 человека;
- в феврале – 5 человек;
- в марте – 5 человек.
Налоговая база для расчета ЕНВД за I квартал равна:
12 000 руб./чел. × (4 чел. + 5 чел. + 5 чел.) × 0,7 × 1,798 = 211 445 руб.
Сумма ЕНВД за I квартал равна:
211 445 руб. × 15% = 31 717 руб.
Рассчитанную сумму ЕНВД можно уменьшить на сумму уплаченных страховых взносов и выплаченных больничных пособий. Подробнее об этом см. Как рассчитать ЕНВД.
Ситуация: как рассчитать ЕНВД, если автомойка продает в розницу сопутствующие товары (моющие средства, заправочные жидкости, автомобильные аксессуары)? Отдельного торгового помещения у нее нет.
ЕНВД рассчитайте отдельно по каждому виду деятельности. То есть по услугам автомойки берите во внимание среднюю численность сотрудников. А налог в отношении розницы определите исходя из площади торгового места.
В целях ЕНВД реализацию сопутствующих товаров (расходных материалов) можно считать розничной торговлей в двух случаях (при соблюдении общих условий). Первый: когда есть отдельный договор розничной купли-продажи. И второй случай: товары продаются в рамках услуг автомойки, но их цена не входит в стоимость этих услуг.
В рассматриваемой же ситуации организация ведет два вида деятельности, каждый из которых может быть переведен на ЕНВД. Поэтому с деятельности по оказанию услуг автомойки ЕНВД нужно начислять исходя из средней численности сотрудников (п. 3 ст. 346.29 НК РФ). С торговой деятельности без использования торговых залов ЕНВД нужно рассчитывать исходя площади торгового места (подп. 7 п. 2 ст. 346.26, п. 3 ст. 346.29 НК РФ).
Видео (кликните для воспроизведения). |
Источники:
- Кузнецов, С.В. Автомобили / С.В. Кузнецов. — М.: Аванта+, Астрель, 2016. — 128 c.
- Типаж и техническая эксплуатация оборудования предприятий автосервиса / В.А. Першин и др. — М.: Феникс, 2012. — 416 c.
- Руководство по ремонту автомобиля «Chance / Sent». — М.: Украина, 2014. — 286 c.
- Косарев, С. Н. Каталог запасных частей. Автомобили ВАЗ-2110, ВАЗ-2111, ВАЗ-2112 и их модификации / С.Н. Косарев. — М.: За рулем, 2004. — 320 c.
- ВA3-2110i, -11i, -12i / Богдан 2110, 2111.Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту. — М.: Третий Рим, 2010. — 320 c.
- Андрейчиков, А. В. Анализ, синтез, планирование решений в экономике / А.В. Андрейчиков, О.Н. Андрейчикова. — М.: Финансы и статистика, 2004. — 464 c.
- Автомобили ВАЗ 2106. Эксплуатация, обслуживание, ремонт. — М.: Мир автокниг, 2007. — 208 c.
Здравствуйте! Представляюсь на нашем сайте. Я Василий Логов. Я уже более 8 лет работаю автомехаником. Я считаю, что являюсь специалистом в этом направлении, хочу подсказать всем посетителям сайта как решать сложные и не очень задачи.
Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.